Акустические системы Focal Maestro Utopia III Evo


Приближение утопии

Использовать лучшую домашнюю акустику для мониторинга и мастеринга не стесняются даже самые известные студии звукозаписи. Потрясающие колонки Focal-JMLab Maestro
Utopiaтоже могут служить точным инструментом для звукорежиссера, однако настоящее наслаждение они дарят в уютной гостиной и при поддержке электронных компонентов соответствующего уровня
Весной этого года мы рассказывали о 260-килограммовых двухметровых топ-моделях Focal-JMLab Grande Utopia EM, которые обладают уникальным электромагнитным басовым динамиком и насыщены множеством других инновационных решений, обеспечивших поистине фантастический реализм и точность звучания. Колонки Focal-JMLab Maestro Utopia занимают второе место в нынешней линейке Utopia. Они гораздо компактнее и стройнее, а для воспроизведения низких частот в этих мониторах используются головки привычной конструкции, правда с неодимовыми магнитами и фирменными диффузорами из синтактической пены с двухсторонним покрытием тончайшей стекломатерией. Излучатели у 3,5-полосных АС размещены в отдельных корпусах и ориентированы таким образом, чтобы в точке прослушивания формировался предельно сфокусированный саунд. В отличие от старших собратьев, здесь положение блоков пирамиды жестко зафиксировано, а не варьируется при помощи прецизионных домкратов. Зато отказ от сложной механики и прочих эффективных, но очень уж дорогостоящих узлов позволил кардинально снизить цену продукта и сделать прославленный саунд бренда гораздо более доступным для меломанов.

Сдается, что колонки Focal-JMLab Maestro Utopia не случайно появились почти на полгода позже остальных моделей линейки — иначе наверняка бы упал спрос на флагманские Grande Utopia EM! Логика простая: динамики у АС практически одинаковые, корпуса различаются только размерами и массой, регулируемый кроссовер есть там и там, зато цена «Маэстро» примерно в 3,5 раза ниже. На свете всегда будут существовать и перфекционисты, и те, кто более прагматично подходит к выбору аппаратуры. Сногсшибательные Focal-JMLab Grande Utopia EM (ссылка на статью про эти АС, см. M03-jmlab-grande-utopia-em-ВВ_site.doc) адресованы именно первой категории покупателей, а новые Maestro Utopia — второй. Действительно, при столь значительной разнице в цене у двух моделей очень много общего, однако есть и несколько важных отличий — они-то и предопределили такое позиционирование каждой «Утопии» на рынке, чтобы модели не конкурировали между собой. Флагманские спикеры способны похвастать уникальным электромагнитным басовым динамиком с внешним блоком питания, а предельно точная фокусировка излучателей на слушателя достигается у них при помощи прецизионных механических домкратов, которые раздвигают блоки АС на нужный угол с точностью до десятых долей градуса. Оба этих чрезвычайно дорогостоящих элемента обеспечивают исполинам невероятную акустическую адаптивность: колонки могут достойно звучать и в стометровом зале, и в компактной гостиной. Focal-JMLab Maestro Utopia имеют более традиционную конструкцию — в частности, низкочастотный диапазон озвучивают головки с классическими магнитами, а фрагменты пирамиды закреплены жестко, создавая фиксированный «свитспот», область оптимального прослушивания. Все это означает, что выбору помещения, его акустической подготовке и расстановке в нем спикеров придется уделить гораздо больше внимания. Что касается регулировок кроссовера, то их ассортимент поубавился, хотя все необходимые пресеты присутствуют. Можно задавать одно из трех положений интенсивности низких и высоких частот, а также характер кривой АЧХ в переходной зоне 1—2 кГц для формирования более открытого или, наоборот, сдержанного саунда. Нужные параметры выставляются соответствующими перемычками на тыльной стороне постамента АС.

Знаменитый твитер IAL2 с бериллиевой мембраной, и драйверы у Focal-JMLab Grande Utopia EM и более доступных Maestro Utopia абсолютно одинаковые.

Разница лишь в том, что у старших спикеров две СЧ-головки, и расположены они по схеме D’Appolito. Что касается низкочастотного потенциала обеих моделей, то может показаться, что он схож, поскольку два 27-сантиметровых динамика Focal-JMLabMaestro Utopia могут быть столь же эффективны, как один 40-сантиметровый в Grande Utopia EM, и вся разница сведется к улучшенной артикуляции басового регистра, которую обеспечивает электромагнитная конструкция фирменного излучателя. На деле же все немного иначе. Самый крупный модуль кабинета поделен у «Маэстро» на две неравные секции. В нижней находится фазоинверторный сабвуфер, чей порт выведен вперед. При помощи динамика, оснащенного двойной катушкой диаметром 5 см и системой магнитного демпфирования, он озвучивает область до 90 Гц. Расположенная чуть выше головка в закрытом акустическом оформлении выглядит точно так же, но имеет катушку меньшего размера и слегка иную конструкцию. Она воспроизводит более широкий диапазон частот — от самых низких до 220 Гц, а дальше эстафету перехватывает СЧ-драйвер.

Звучание

Не так давно мы вдоволь наслушались Focal-JMLab Grande Utopia EM, поэтому отлично помним все нюансы их саунда. Так вот, по нашему твердому убеждению, Maestro Utopia играют практически так же! Да, артикуляция и динамика баса у них не столь фантастические, а «просто» великолепные, да и точность позиционирования инструментов в пространстве перешла с миллиметрового масштаба на сантиметровый, но в целом слышен тот же восхитительный звук, который до глубины души поразил нас во время первого знакомства с топ-моделями. Правда, чтобы добиться столь высокого результата владельцу придется провести надлежащую акустическую обработку комнаты, правильно установить колонки и кресло перед ними. Не скроем, все это отнимет массу времени, сил и средств, зато в итоге можно сэкономить почти 4,5 миллиона рублей — немало, согласитесь. Воистину, Focal-JMLab Maestro Utopia — идеальная акустика для прагматичных искателей бескомпромиссного звука.

Плюсы:

Бесподобное звучание со сказочно чистыми высокими частотами, солидный внешний вид, регулируемый кроссовер

Минусы:

Спикеры весьма чувствительны к качеству акустической обработки помещения и своему местоположению в нем

Вывод:

Если колонки Focal-JMLab Grande Utopia EM для вас слишком велики и дороги, то их младшие собратья Maestro Utopia могут стать идеальным компромиссом

Сведения

Тип – напольные акустические системы | Название – Focal-JMLab Maestro Utopia | Частотная характеристика, Гц – 35—40 000 (по уровню –3 дБ) | Число полос – 3,5 (динамики: НЧ – 27 см (2), СЧ – 16,5 см, ВЧ – 2,7 см; частоты раздела: 90, 220, 2200 Гц) | Акустическое оформление – комбинированное | Сопротивление, Ом – 4 (минимум 3) | Чувствительность, дБ – 93 | Установка – на колесах или шипах | Подводимая мощность, Вт – 80—600 | Габариты одной колонки, см – 147 x 77 x 45,5 | Масса одной колонки, кг – 116 | Цена. руб –1 900 000 руб.

hi-fi.ru, ноябрь 2009. При цитировании данной статьи ссылка на первоисточник обязательна.

Редакция Hi-Fi.ru

Utopia-City

В 1516 году английский гуманист Томас Мор написал сочинение “Утопия”, в котором живописно обрисовал идеальный общественный строй будущего. С тех пор этим замечательным словом принято называть мир фантастического счастья и несбыточных, соответственно, желаний. Утопии нет, ибо ее созданию

противится сама человеческая сущность. Но это не мешает находиться чудакам, которые все еще верят в сие замечательное явление. Так, например, главный герой рассказа Роберта Шекли “Билет на планету Тарнай” ради того, чтобы попасть в место, которое, якобы, и есть настоящая утопия, совершил долгое и опасное путешествие. Увы, в конце его ждало разочарование. Творцы мира, где происходит действие игры Utopia-City
, совершили другую, куда более серьезную ошибку — они создали место, в котором хорошо всем.
Счастье для всех и почти даром

Судя по виду граждан, освобождаться от ига виртуальности они явно не желают.

Utopia-City во многом следует заветам Гибсона и Лукьяненко. Идеальный виртуальный мир, вобравший в себя все лучшее из реальности и добавивший к этому ранее невиданные возможности. Здесь хорошо всем, а раз это так, то и уходить отсюда не хочется. Поэтому нет ничего странного в том, что все большее число жителей Земли предпочитают жизни в реальности сладкие грезы Utopia-City. Сначала такая ситуация устраивала почти всех. Искать счастье в иной мир уходили обычно те, кому в мире реальном не нашлось достойного места. Виртуальность стала пристанищем для патологических неудачников, непризнанных гениев, безумцев и просто лентяев. Но в Utopia-City оказалось слишком хорошо, понимаете? И вслед за неудачниками и фриками сюда потянулись вполне обычные и социально устроенные люди. Их становилось все больше — в какой-то момент стало ясно, что если ситуации дать развиваться дальше, то в определенный момент человечество окажется на пороге сложнейшего социального кризиса. Ведь в виртуальность уходили уже ученые и политики, писатели и актеры, солдаты и рабочие — все те, без кого наше общество благополучно развалится. Поэтому было решено уничтожить Utopia-City, а обитающих в нем людей вернуть обратно, в реальность. Но сделать это оказалось не так уж и просто. Грезящих в виртуальности нельзя просто взять и физически отключить от канала — это ведет к гибели. Аналогичный эффект вызовет и

Банк “Утопии”. Мы заглянули сюда за очередным артефактом. Встреча оказана соответствующая.

подрыв серверов Utopia-City. Так что остался только один путь — действовать изнутри. Но здесь, к сожалению, таится очередная неприятность. Дело в том, что Utopia-City — это мир, который совершенно не зависит от земных правительств и развивается сам по себе. Поэтому просто отдать приказ на ликвидацию ну никак не получится. Из числа тех, кто еще остался в бренном мире, была сформирована группа бойцов, которые под видом жаждущих переселиться в виртуальный город-сад простаков должны были проникнуть в Utopia-City и начать творить нехорошее. Одним из них и является игрок, перед которым стоит две задачи: вернуть как можно больше людей на грешную землю и, по возможности, попробовать уничтожить “Утопию”. Выполнить первую задачу достаточно просто. Лучшее лекарство от цифрового существования — это виртуальная пуля, всаженная в не менее виртуальный лоб. Так что готовьтесь стрелять, барышни. Стрелять предстоит во всех подряд — там,

Полицейские заблокировали проход. Но зачитать игроку его права они вряд ли успеют.

на Земле, рассортируют. Единственное условие — после смерти от виртуального гражданина остается информационный диск, который обязательно надо подобрать, иначе возвращение не состоится. А для того, чтобы игрок не забывал о своей собирательной миссии, его наниматели придумали весьма оригинальную систему взаимозачетов. Каждый такой CD дает некоторое количество бонусных очков. Доберешься до определенной цифры — получишь подарок в виде нового оружия. Кроме того, очки расходуются на регенерацию жизни, боеприпасов и заряда артефактов (более подробно о последних смотрим ниже по течению статьи). Так что благополучное существование в игре полностью зависит от ваших ратных подвигов на виртуальных полях сражений. Разумеется, практически все обитатели Utopia-City желанием вернуться назад особо не горят. Поэтому с самого начала своего виртуального сафари игрок начнет встречаться с ожесточенным сопротивлением. Местные обитатели будут стараться побыстрее смыться с поля боя, дабы не превратиться в кучку тающих цифр, полиция откроет огонь при любом подозрительном действии, а в случае, если станет совсем жарко, приедет спецназ. Без боя не выйдет забрать даже честно настрелянные информационные диски — в Utopia-City, помимо игрока, за ними охотятся и специальные персонажи-техники, которые существуют для того, чтобы не дать погибшим вернуться к реальной жизни. Наконец, попасть в перестрелку можно и вопреки собственному желанию — среди мирных жителей регулярно попадаются коллеги-засланцы из реального мира, которые не обучены понятию “дружественный огонь” и поэтому палят во всех без разбору.

Окна разбиваются с веселым звоном. А уже через несколько минут прибегут циферки и превратятся в новые стекла — мир-то у нас виртуальный!

Выполнить вторую задачу — уничтожить Utopia-City — несколько сложнее. Сотворить большой взрыв получится только собрав разбросанные по игровым уровням артефакты. К некоторым из них просто придется пробиваться с боем, для получения других уже необходимо выполнить определенную миссию. Награда, впрочем, будет достойной в любом случае — каждый артефакт не только приближает игрока к победе, но еще и дает ему определенные возможности. Здесь вам, скажем, индивидуальный телепортер, замедление времени (исключительно для врагов), невидимость и еще несколько очень приятных умений. Единственный недостаток — артефакты потребляют энергию с огромной скоростью, так что для ее восстановления опять придется заняться отстрелом виртуальных граждан. Впрочем, без этого здесь вообще никуда.
В объятьях матрицы

Разработкой всей вышеописанной виртуальной драмы занимается питерская студия
Parallax Arts Studio
, в офисе которой мне довелось познакомиться с бета-версией Utopia-City. Следует сразу отметить, что “Утопия” — их дебютный проект, так что не ждите от него геймплей-откровений. Нам готовят самый что ни на есть классический экшен. Эдакий
Serious Sam
в миниатюре — та же самая война со всеми, только чуть меньшего масштаба. При внимательном же рассмотрении — в игре обнаружилось нешуточное обилие нелинейности, что для подобных игр скорее нонсенс, чем правило. Так, например, статус “нелюбови” между вами и полицией меняется, поэтому разрешается отсидеться где-нибудь в тихом уголке, после чего мирно пойти гулять по уровню, раскланиваясь с попадающимися навстречу блюстителями правопорядка. Если очень постараться и заставить себя некоторое время не жать на курок, то таким способом можно пройти некоторые несложные задания. Последние, кстати, тоже имеют особенность развиваться нелинейно. Так, в одной из миссий игрок должен запереть похитившего артефакт негодяя в небольшой каморке. Если успеете — замечательно, берите узника свеженьким и устраивайте показательную порку за то, что без спросу прикарманил чужое. Если же нет, то готовьтесь ради той же самой порки гоняться за ним по всему уровню.

Неизвестный гигант
В бизнесе есть такое замечательно понятие, как “диверсификация”. Оно означает, что компания начинает развивать альтернативные направления деятельности, с тем чтобы увеличить прибыль. Так вот, Parallax Arts Studio стала результатом диверсификации бизнеса. Студия была основана в 2000 году и является дочерней компанией известной в Санкт-Петербурге торговой сети “
Адамант
”. Размах торговцев в новой для себя области впечатляет — на сегодняшний день над играми не покладая рук трудится уже более 70 человек, а в разработке находится сразу три проекта (помимо упомянутых Utopia-City и Liquidator существует еще и третий, пока секретный).
* * *
Визуально Utopia-City звезд с неба не то чтобы не хватает, она к ним особо и не тянется. Графика для сегодняшних времен весьма неприглядна, звук приятен, но не более. Бросается в глаза неплохая физика и огромное количество разрушаемых предметов — экспертам по ломанию будет где развернуться. Главное — за время разработки игры сотрудники Parallax Arts Studio смогли набраться опыта и построить потрясающе мощную и гибкую компанию по производству игр (осматриваем окружающие страницы в поисках мини-очерка о «неизвестном гиганте»). Активно ведется доработка графического и физического движков, из которых уже вовсю куется новый проект компании — экшен
Liquidator
(см. подробности в ближайших выпусках “Игромании”). Создан собственный инструментарий. Наконец, идут работы и над переносом игр на
Xbox
, причем пока — без официального инструментария от Microsoft, самостоятельно, на ощупь. В общем, планов у компании громадье. Ну а Utopia-City уже совсем скоро станет одной из первых страниц в истории Parallax Arts Studio — проект вышел на финальную стадию тестирования, активно ведутся поиски издателей в России и за рубежом. Так что к концу 2004—началу 2005 стоит ждать погружения.
Будем ждать?
Utopia-City — легкий и веселый экшен. Врагов здесь никто не считает, а ответственную миссию по спасению мира можно запросто выполнять во время обеденных перерывов.
Процент готовности: 95%

Акустические системы Focal Maestro Utopia III Evo

Колонки с ценником премиального автомобиля всегда требовали к себе особого отношения и должной компетенции в подборе компонентов, в настройке тракта и в акустическом тюнинге помещения. Именно поэтому знакомство с самыми продвинутыми системами становилось необычайно важным и ответственным событием. Но в этот раз, с первой доставленной в Москву парой «Маэстро», все проходило по иному сценарию.

Если в поле поиска на нашем портале вы наберете слово Utopia, то сможете отыскать огромное количество тестов, обзоров и интервью, посвященных флагманской линейке акустики Focal. Она всегда была объектом самого пристального внимания и так подробно описывалась со всех сторон и во всех мыслимых аспектах, что к сказанному, казалось бы, уже и нечего добавить. Но это далеко не так. Utopia – системы такого высокого уровня, что к ним можно возвращаться снова, снова и снова, открывая для себя настолько удивительные ощущения, что впору переосмыслять весь предыдущий опыт. И как раз по этой причине обзор модели Maestro будет отличаться по формату от всех остальных – по технике пройдемся коротко, а в прослушивание погрузимся, напротив, максимально обстоятельно.

Номинально эта акустика может считаться топ-моделью в ряду «Утопий» традиционной конструкции – тех, что лишены приставки EM в названии и обходятся без сложных дорогостоящих электромагнитных систем (как у моделей Grande и Stella). В технологическом плане они очень близки к Scala, которые мы испытывали год назад, – все фамильные фишки и инновации, пришедшие с третьим «эволюционным» поколением, в Maestro собраны в полном объеме.

Номинально эта акустика может считаться топ-моделью в ряду «Утопий» традиционной конструкции – тех, что лишены приставки EM в названии и обходятся без сложных дорогостоящих электромагнитных систем.

Монументальные корпуса со стенками переменной кривизны (в отдельных местах панели достигают 6-сантиметровой толщины), как и прежде, разделяются на изолированные объемы и ставятся под небольшим наклоном друг к другу для лучшей временной корреляции отклика динамиков. В верхней части размещается 6,5-дюймовый среднечастотник последнего поколения с диффузором из W-композита, «нейтральным индуктивным контуром» NIC, демпфером резонансов TMD на каучуковом подвесе и составными магнитами Power Flower. В средней секции видим бериллиевый твитер IAL2 – самый совершенный из созданных специалистами Focal. Весь объем позади него представляет собой тщательно рассчитанную «бесконечную» камеру. От Scala наша модель отличается, на первый взгляд, лишь объемом нижней секции и числом головок в ней – вместо одного 11-дюймового басовика здесь стоят два драйвера, внешне весьма похожих по типу и калибру.

Но если вы думаете, что солидная разница в цене Maestro и Scala обусловлена лишь этим обстоятельством, вызвавшем и соответствующую прибавку в высоте и массе системы (+30 кг), то заблуждаетесь – все гораздо сложнее.

Самым видным бонусом является кроссовер с раздельно настраиваемыми полосами. В Scala варьировать отдачу головок на +/-1 дБ можно было только в двух диапазонах, а здесь – на ВЧ, СЧ и НЧ. А самым весомым отличием являются уже упомянутые басовики, потому что они совершенно особые. Верхний имеет не точно 11-дюймовый диаметр, а чуть меньший облегченный диффузор. Это результат оптимизации под поднятую с 240 до 280 Гц частоту раздела с СЧ-секцией. У нижнего вдобавок еще и другой привод – с увеличенной до 50 мм звуковой катушкой, с двойными ферритами и системой магнитного демпфирования. Так французские инженеры добились и более быстрого отклика в верхнем басе, и более линейной отдачи на самом низу частотного диапазона. А заодно – и повышенной до 93 дБ общей чувствительности. Обратите внимание на еще один любопытный момент: входные клеммы разделены на Main и Bass. Поэтому может сложиться впечатление, будто одна из пар терминалов разводит сигнал на все три полосы, а дополнительная отправляет его только на отдельные низкочастототники. На самом деле Main обслуживает только ВЧ/СЧ-секцию, что позволяет подключать Maestro обычным бай-вайрингом или бай-ампингом, то есть на средние и высокие ставить, предположим, деликатные усилители в классе А с более открытым характером звучания, а на сложную басовую «опору» – сильнотоковые моноблоки с высоким демпинг-фактором для строгого контроля баса.

Правда, еще не факт, что это вообще потребуется. Дело в том, что Maestro, несмотря на высокую подводимую мощность, являются для усилителя, пожалуй, еще более легкой нагрузкой, чем Scala. Я поначалу с большим скепсисом относился к идее слушать новинки со все тем же интегральником McIntosh, что был в тесте младших моделей. Уже тогда чувствовалось, что американский аппарат с ними едва справляется, отчего нам и потребовалось по ходу испытаний пускаться на всякие хитрости с разными кабелями для бай-вайринга, подбирать настройки и экспериментировать со всеми тремя трансформаторными выходами усилителя, чтобы получить приемлемую аккуратность передачи низкого регистра. А сейчас мы соединили усилитель с акустикой по самой простой схеме («синглом» с выходами под стандартную 4-омную нагрузку), и их тандем с ходу показал прекрасную форму: в середине прорезалась бойкая, но не переигранная динамика, на высоких – образцовый порядок, а в низком регистре – должная уравновешенность. Ради опыта мы попробовали другие варианты подключений, но остановились на стандартном.

Обратите внимание на еще один любопытный момент: входные клеммы разделены на Main и Bass.

Но, как и Scala, Maestro крайне чувствительны к расстановке и акустическим свойствам помещения. Они не так «заводят» гудящие моды в области 35 — 60 Гц (типичные для средних помещений), но могут легко запустить стоячие волны на самых низких частотах в комнатах большой площади с высокими потолками. В инструкции даются четкие рекомендации, как, используя математические соотношения, наилучшим образом расставить акустику в помещении. Но если и это не станет панацеей от раскатистых призвуков (что весьма вероятно в современных строениях из пенобетона), тогда попробуйте ассиметричную расстановку, подобную той, что найдете на одном из снимков в статье.

В этом варианте Maestro у нас выдали такую реалистичную сцену по всем измерениям, что ее можно буквально «показывать» посетителям как образец. Глубина, локализация, правильная геометрия – это все получилось само собой и потому даже не обсуждалось. Поражало другое – каждый мнимый источник звука представлялся очень реалистичным по своему масштабу и казался предельно материальным. Вот вам и певцы в свой реальный рост, и рояль на удалении в несколько метров, который хочется потрогать, и фантастически точно обрисованный по вертикали контрабас, и необъятная стена органного звука, в которой легко улавливается местоположение каждой звучащей трубы. Вы можете встать с кресла, выйти из той области, что принято называть «зоной наилучшего стереоэффекта», даже находиться где-то совсем сбоку от колонок, а трехмерность воспроизведенной Maestro картинки никуда не исчезнет! Иными словами, наконец-то можно говорить о воспроизведении, которое на слух невозможно отличить от живого.

Поражало другое – каждый мнимый источник звука представлялся очень реалистичным по своему масштабу и казался предельно материальным.

Конечно, у этого волшебства есть простое физическое объяснение. Я убежден, что реализм передачи в Maestro достигается прежде всего за счет того, что каждая головка в зоне своей ответственности вносит минимум каких-либо искажений, а вся «четверка» вдобавок идеально согласована по фазовым сдвигам. Не случайно способность так отчетливо «проявлять» образы в пространстве водится только за широкополосными системами, где нет деления на полосы вообще. Maestro – первые в моей практике трехполоски, способные предложить тоже самое в столь явной же форме.

И, конечно, не только это. Весь частотный диапазон – в вашем полном распоряжении. Динамка настолько натуральна и сильна, что о большем и мечтать не хочется. Легкий недостаток скорости на ударных спишем на усилитель – у меня нет ни малейших сомнений, что Maestro способны передать настоящий «панч». Сюда же прибавляйте минимальную окрашенность (фактически призвуков нет вообще) и высокую линейность, которую можно скорректировать под акустику в небольших пределах. А это – залог правдивой, свободной и полной передачи любого тембрального рисунка, что пока не могут предложить даже очень дорогие системы. Знаете, в чем особенно проявляется последнее? В том, что музыка течет так, будто замедлился ход времени, а звук при этом рождается будто сам по себе вообще вне системы. А это – мгновенное переключение внимания слушателя с вопроса «как?» на куда более важное «что?». Вы сразу проникаете в суть воспроизведения, не испытывая никакого напряжения или дискомфорта.

Знаете, в чем особенно проявляется последнее? В том, что музыка течет так, будто замедлился ход времени, а звук при этом рождается будто сам по себе.

Вот почему не имеют большого значения все попытки оценить жанровые предпочтения Maestro. Разумеется, камерные, оперные и симфонические произведения, как и все записанные вживую концерты, на этих системах раскрываются в наилучшем виде. Но такую же захватывающую картину получаешь, когда переходишь к прослушиванию джазовых или роковых композиций, записанных в студии, или включаешь нечто вообще электронно-синтезированное. В любом случае акустика показывает именно музыкальный замысел (формулировка, конечно, пафосная, но в данном случае точная) и при этом выносит за скобки все технические моменты фонограммы. Время, место, способ, качество записи перестают иметь большое значение, но при этом техника игры, виртуозность исполнителей, вокальный колорит вплоть до мельчайших обертонов и детальнейшая артикуляция – как на показ. А если выражаться по-простому, то Maestro просто берут тебя за руку, отводят к сцене и открывают глаза на новую реальность. Можно ли мечтать о большем?

СИСТЕМА

  • Источники CD-проигрыватель McIntosh MCD350
  • ноутбук Apple MacBook Air A1465
  • Усилитель интегральный McIntosh MA7200
  • Кабели
      цифровые USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
  • межблочные InAkustik Referenz Selection NF-2404
  • акустические InAkustik Referenz LS-4004 Air
  • силовые InAkustik AС-1502 и P6
  • Focal Maestro Utopia III Evo

    Производитель: Vervent Audio Group (Франция)

    www.focal.com/ru

    Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 25 — 40 000 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 21 Гц || Чувствительность: 93 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/3,1 Ом || Частоты раздела полос: 280 и 2200 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 80 – 600 Вт || Отделка: черный или белый лак, синий металлик, серая или темно-зеленая эмаль || Габариты: 455 х 1470 х 770 мм || Масса: 116 кг || Цена за пару: 5 000 000 руб.

    поделиться

    Tags: FocalFocal Maestro Utopia III EvoGrand Prix

    Мечты о чем-то большем Focal Grande Utopia

    Впервые серия акустики с названием Utopia была выпущена в 1995 году, и в ней впервые увидели свет динамики с диффузорами из композита Sandwich W, обладающего редким сочетанием высокой жесткости и хорошего внутреннего демпфирования. Следующее поколение появилось в 2002 году, поразив публику уникальным высокочастотным драйвером с инвертированным куполом из чистого бериллия. А нам сейчас предстоит познакомиться с актуальной версией, выведенной на рынок некоторое время назад. Важная отличительная черта новинки — использование системы подмагничивания для низкочастотного динамика. Конечно, подобный принцип не был изобретен Focal, достаточно вспомнить легендарные динамики Telefunken, Klangfilm и другие, созданные еще в 1930-х, однако его воплощение на современном этапе можно признать уникальным. Большинство производителей колонок высочайшего класса стремятся сегодня предложить клиентам решения plug and play, которые в процессе инсталляции и эксплуатации требуют минимальных технических знаний, но такая философия не всегда работает, особенно если речь идет о достижении максимального результата. Подход же Focal иной. Покупатель получит в свое распоряжение не просто дорогую статусную игрушку, а гибкий и утонченный инструмент, дарящий наслаждение музыкой.

    В чем же преимущество басовика на подмагничивании по сравнению с традиционными решениями? Залогом качественного баса является сочетание высокой чувствительности динамика и низкой резонансной частоты, но для получения последней приходится идти, помимо повышения гибкости подвеса, на увеличение массы диффузора, что автоматически приводит к снижению чувствительности. Исправить ситуацию можно, увеличив мощность магнитной системы, однако здесь мы сталкиваемся с ограничениями на физический размер пассивного магнита, что и приводит нас к необходимости компромисса между чувствительностью и резонансной частотой. либо — к использованию подмагничивания. Цифры впечатляют: динамик 16 ЕМ (число означает размер диффузора в дюймах), установленный в

    Focal Grande Utopia EM, имеет напряженность магнитного поля в зазоре 1,7 Тл, что обеспечивает ему чувствительность в 97 дБ и резонансную частоту ниже 24 Гц! В сборе один динамик весит 24 кг, из которых 22 кг приходятся на магнит с катушкой. Не менее важно снабдить электромагнит правильным питанием, поэтому на каждую АС выделяется свой блок питания с переключателем на шесть позиций. Нейтральная позиция соответствует идеально ровной АЧХ при измерении в безэховой камере. А использование других позиций переключателя вкупе с возможностями регулировок кроссовера позволяет добиться оптимальной работы низкочастотного звена в помещениях, не отличающихся оптимальными акустическими условиями.

    Прочие части диапазона тоже не остались без внимания. В первую очередь существенной модернизации подвергся знаменитый твитер с бериллиевой диафрагмой. По сути, динамик был разработан заново. Магнитная система уникальной конструкции позволила добиться радикального снижения резонансной частоты и невероятной чувствительности, что делает звучание в высоком и среднем диапазонах еще более чистым. Несмотря на то что частота среза, после которой в дело вступает твитер, осталась на уровне 2,2 кГц, резонансная частота была снижена с 1280 Гц (предыдущая версия динамика) до 528 Гц! Напомним, что речь идет о твитере традиционного размера, способном забираться до 40 кГц, а не о 2-дюймовом драйвере, нагруженном на рупор. Поэтому можно говорить об уникальном достижении инженеров Focal.

    Обновление коснулось и материала диффузоров среднечастотных и низкочастотных динамиков. Знаменитый композит Sandwich W, с двумя внешними слоями из стекловолокна и внутренним слоем из синтактической пены, был оптимизирован для работы в различных видах громкоговорителей. Путем изменения количества слоев стекловолокна и плотности пены удалось полностью контролировать характеристики динамиков для их использования в среднечастотном либо басовом диапазонах. Еще одно новшество — применение прецизионного лазера для вырезания диффузоров, что дало возможность добиться идеальной точности изготовления и повторяемости экземпляров.

    Стоит упомянуть и о кроссовере. Главным принципом построения фильтров в топовой акустике Focal был отказ от дополнительной коррекции поведения динамика как внутри, так и вне его рабочей зоны. Поскольку, как упоминалось выше, фирменные головки способны сохранять линейную характеристику даже далеко за пределами отведенной им части диапазона, вводить корректирующие цепочки не было необходимости. Тем не менее новая версия кроссовера OPC+ (Optimum Phase Crossover) позволяет владельцу менять отдачу колонок на разных частотах, не только в НЧдиапазоне, для адаптации звучания под акустические свойства разных помещений. Хотя подобная адаптация совершенно не сказывается на общем почерке системы, следует, естественно, стремиться к тому, чтобы обеспечить Focal Grande Utopia EM такие условия, при которых не было бы нужды прибегать к пассивной эквализации.

    Нельзя не отметить оригинальную конструкцию корпусов. Помимо того что каждый динамик работает на свой отдельный объем с разными видами акустического оформления, главной изюминкой является возможность механической фокусировки звучания. Взаимное расположение излучателей на передней панели влияет не только на фазовые характеристики звука, но и на оптимальное расстояние, на котором возможно полноценное прослушивание. Благодаря системе Focus Time, допускающей регулировку, Focal Grande Utopia EM нетрудно настроить для прослушивания даже в ближнесредней зоне, что кажется немыслимым для акустических систем такого размера. По мере вращения специального ключа на задней панели высокочастотной секции меняется угол наклона секций корпуса и динамики как бы наводятся на точку прослушивания, что позволяет обеспечить в этом месте оптимальный частотный баланс и пространственное разрешение.

    Надо сказать, что акустику столь высокого класса, в случае правильной установки и сочетания с компонентами соответствующего уровня, достаточно бесполезно оценивать по традиционным критериям аудиоэкспертизы. Если при прослушивании слух зацепится за какой-либо недостаток, то будьте уверены — проблема скрыта не в колонках, а в помещении либо в электронике. В нашем случае Focal Grande Utopia EM работают в большом акустически обработанном помещении, в окружении компонентов, давно доказавших свою состоятельность. Поэтому и препарировать звучание, выделяя в нем отдельные элементы, совершенно не хочется. Отмечу еще один важный момент: зачастую качество предлагаемого современной индустрией звукозаписи материала находится существенно ниже уровня разрешающей способности подобной акустики, и в результате ее владелец вынужден будет озаботиться подбором фонотеки, позволяющей получить максимум от системы. Тем не менее вот несколько основных впечатлений от долгого общения с флагманом французской фирмы. Во-первых, поражают масштаб звука и кажущийся совершенно безграничным динамический диапазон. Переход к фортиссимо происходит молниеносно — пушки в увертюре «1812» выстреливают с пугающим реализмом. Очень радует то, что размер музыкальных образов не гипертрофирован и не преуменьшен, но целиком соответствует привычному, будь то при воспроизведении классических произведений или рока.

    Поэтому и эффект присутствия на концерте при исполнении соответствующих фонограмм получается настолько полный, насколько это вообще возможно. Во-вторых, все микродинамические нюансы и контрасты подаются отчетливо и вместе с тем абсолютно ненавязчиво. Focal Grande Utopia EM не препарируют запись, раскраивая музыкальное полотно на не связанные между собой лоскуты, а как бы высвечивают ее изнутри, выявляя все скрытые в ней подробности. Их почерк можно сравнить с работой хорошего кинотеатрального проектора, при помощи света создающего из маленького кусочка пленки полноценную картину. Слушатель получает всю информацию одновременно, как единое и неделимое целое, однако при желании может выделить любую заинтересовавшую его деталь. Это редкое свойство даже среди акустики высшей ценовой категории. Если же говорить о способности доносить эмоциональное содержание записей, то колонки из Сент-Этьена умеют соединять нежность и легкость подачи среднечастотного диапазона в вокальных и сольных инструментальных партиях с невероятной ударной мощью на фортиссимо. Таким образом, эмоциональный посыл всегда передается в том виде, в каком его и задумывали композиторы и исполнители, как на микро-, так и на макроуровне. Обычно я стараюсь описать почерк системы на примере тех или иных знакомых мне и большинству читателей записей, однако в данном случае это совершенно излишне.

    Источник: АудиоМагазин 5 2012
    Перейти в каталог производителя

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: