Стереофонический электрофон 1-го класса «Вега-109-стерео» (Бердский радиозавод)
ЭПУ высшего класса (Hi-Fi) фирмы Unitra (Польша)
На оси лежит переходник — «шайба» с наружным диаметром 38,2 мм и внутренним отверстием 7 мм для проигрывания грампластинок на 45 об/мин
Пассиковый привод диска
На вал электродвигателя насажен зубчатый диск, электронное устройство с фоторезистором поддерживает постоянное число оборотов, регистрируя частоту световых вспышек от лампы накаливания (см. оптопара)
Стереофоническая радиола 3-го класса «Вега-323-стерео» (Бердский радиозавод)
ЭПУ второго класса
На оси лежит переходник — «шайба» с наружным диаметром 38,2 мм и внутренним отверстием 7 мм для проигрывания грампластинок на 45 об/мин
Роликовый привод диска
Вал электродвигателя имеет три ступенчатых насадки разного диаметра, перемещаемый обрезиненный ролик передаёт вращение на диск ЭПУ
Электропроигрывающее устройство
(ЭПУ) — законченный узел, представляющий собой совокупность механизмов и электрических цепей, необходимых для считывания информации с грампластинки. Будучи установленным в корпус с источником питания, ЭПУ превращается в электропроигрыватель. ЭПУ может также являться составной частью более сложных звукотехнических аппаратов: электрофонов, радиол и т. п.
Состав[ | ]
Этот раздел должен быть полностью переписан.
На странице обсуждения могут быть пояснения. |
Электродвигатель[ | ]
В ЭПУ применяются асинхронные, коллекторные и вентильные электродвигатели.
ЭПУ с асинхронными электродвигателями переменного тока наиболее распространены в стационарной аппаратуре невысокого класса с сетевым питанием. В основном в ЭПУ применяются двухфазные электродвигатели мощностью порядка 15 Вт. На одну из обмоток двигателя напряжение питания подаётся непосредственно, на другую — через фазосдвигающий конденсатор. Напряжение питания большинства асинхронных электродвигателей, применяемых в ЭПУ, составляет 127 В. Поскольку обычно напряжение питания устройства, в состав которого входит ЭПУ, составляет 220 В, электродвигатель ЭПУ питается от отвода первичной обмотки силового трансформатора (автотрансформатор)
. Стабильность частоты вращения диска ЭПУ определяется стабильностью частоты вращения двигателя при изменении нагрузки и постоянством частоты электросети и может быть недостаточно высокой.
ЭПУ с коллекторными электродвигателями применяются в аппаратуре с сетевым, батарейным и универсальным питанием. Они отличаются экономичностью (потребляемая мощность — около 2 Вт). Для стабилизации частоты вращения электродвигатели таких ЭПУ снабжаются центробежными либо электронными регуляторами.
ЭПУ с вентильными электродвигателями применяются в аппаратуре с батарейным и универсальным питанием, а также в высококачественной аппаратуре с сетевым питанием.
Электродвигатель обязательно закрепляется на основании ЭПУ через амортизирующие устройства для снижения передачи вибраций на тонарм и головку звукоснимателя (см. Микрофонный эффект).
Механизм привода диска[ | ]
Обеспечивает передачу вращения с электродвигателя на диск. Применяется, в основном, в ЭПУ с асинхронными и коллекторными электродвигателями, поскольку их валы вращаются с числом оборотов значительно большим, чем необходимо для привода диска, а крутящий момент, напротив, невелик.
По принципу действия бывает с фрикционным (обрезиненный ролик)
и ременным
(пассик, Belt-drive turntable)
приводом.
Механизм с обрезиненным роликом и ступенчатым валом двигателя применяется в ЭПУ невысокого класса, так как недостаточная точность изготовления ролика и его износ, а также передача вибрации двигателя через ролик на диск, отрицательно влияют на коэффициент детонации ЭПУ.
Механизмы привода диска могут иметь переключаемый редуктор, позволяющий выбрать одну из двух, трёх или четырёх скоростей вращения в зависимости от типа проигрываемой грампластинки (чаще всего можно выбрать 33⅓, 45 или 78 об/мин, реже — 16⅔ и 8½ об/мин). В ряде конструкций скорость вращения электродвигателя можно менять плавно в широких пределах при помощи аналогового или цифрового регулятора. В СССР после середины 1960-х годов поддержку скорости 78 об/мин, в основном, имели ЭПУ низших классов (второго и третьего). Исключение составляли ЭПУ, устанавливавшиеся в электрофоны «Аккорд-001-стерео» и «Аллегро-002-стерео» и радиолы «Виктория-001-стерео» и «Виктория-003-стерео» ранних выпусков.
В большинстве ЭПУ с вентильными электродвигателями механизм привода диска отсутствует, поскольку частота вращения такого электродвигателя обычно равна необходимой для вращения диска, и он расположен непосредственно на валу электродвигателя или является его составной частью (так называемый «прямой привод», Direct-drive turntable).
Диск[ | ]
Представляет собой массивный (до нескольких килограммов) металлический диск, выполняющий роль маховика. Для снижения коэффициента детонации в высококачественных ЭПУ его изготавливают с высокой точностью и тщательно балансируют. Для предотвращения повреждения обратной стороны пластинки поверх диска помещают мягкий диск (мат) из резины или пластмассы. Для визуального контроля и точной регулировки скорости вращения на торец диска могут быть нанесены метки, подсвечиваемые неоновой лампой, питаемой от сети переменного тока (см. стробоскоп)[1].
Тонарм[ | ]
Основная статья: Тонарм
Представляет собой рычаг, к которому крепится головка звукоснимателя с иглой. Также содержит механизм поворота (или перемещения — в тангенциальных тонармах), а в высококачественных ЭПУ — механизм для плавной регулировки прижимной силы и компенсатор скатывающей силы.
В зависимости от типа ЭПУ головка может быть монофонической или стереофонической, пьезоэлектрической или магнитной. Магнитные головки, в свою очередь, делятся ещё на несколько типов: электромагнитные (с подвижным постоянным магнитом), магнитоэлектрические (с подвижной катушкой индуктивности), комбинированные. Головки, работающие на иных физических принципах (оптическом, ёмкостном), практически не используются. В большинстве ЭПУ применяются унифицированные головки, подключаемые через разъём, и поэтому не требующие пайки при замене.
Тонарм является полым, внутри него проходят экранированные кабели, по которым сигнал с головки поступает в другие узлы аппарата, в состав которого входит ЭПУ.
Предусилитель-корректор[ | ]
Если сигнал с пьезоэлектрической головки обладает амплитудой, достаточной для подачи в усилитель низкой частоты[2] аппарата, в состав которого входит ЭПУ, то сигнал с головки магнитного типа необходимо предварительно усилить, а также скорректировать АЧХ. Для этого применяются предусилители-корректоры — обычно законченные экранированные блоки, входящие в состав ЭПУ.
Вспомогательные механизмы[ | ]
К ним относятся: микролифт (устройство для плавного опускания тонарма на пластинку при включении электродвигателя и подъёма при выключении, а в высококачественных моделях — также и отдельным рычагом); автостоп (устройство для ручного включения и отключения электродвигателя и автоматического его отключения при попадании тонарма в центр грампластинки по окончании воспроизведения); автовозврат (устройство для автоматического возврата тонарма в его исходное положение при срабатывании автостопа)[3].
ЭПУ прикрепляется к корпусу устройства, в состав которого оно входит, через амортизирующие пружины. При транспортировке его обычно дополнительно закрепляют винтами.
Электропривод унифицированный трехфазные серии ЭПУ 1-2-Д, страница 4
Максимально-токовая защита цепи якоря (Iя макс) выполнена на транзисторе V37, а цепи возбуждения (Iв макс) на транзисторе V77. Установка срабатывания защиты по Iя макс определяете величиной сменного резистора R92, а по Iв макс величиной резистора R164.
Зашиты воздействуют на основной триггер Т1 при этом загорается светодиод V52 и снимаются импульсы с якорного преобразователя. При срабатывании защиты цепи возбуждения дополнительно загорается светодиод V64 (перегрев двигателя), снимаются импульсы с формирователя импульсов возбудителя ФИВ (сигналом Uбл. ФИВ)
2) Время-токовая защита.
Время-токовая защита от перегрузок двигателя выполнена на операционном усилителе А11.1, работающем в режиме интегратора и пороговом элементе ПЭ1. Данная защита воздействует на основой триггер Т1 и триггер ТЗ, при этом загорается сигнальный светодиод V64—«Т1» (перегрев двигателя) и светодиод» V52—«Σ» (запрет импульсов).
Уставка срабатывания защиты определяется резистором R103 и дополнительно, сигналом на резисторе R104 (если необходима дистанционная установка время-токовой защиты). Данная защита является вспомогательной и настраивается на определенное время перегрузки двигателя максимальным (пусковым) током в застопоренном состоянии (вход «Уставка Т0»).
3) Защита от перегрева двигателя (от токов перегрузок).
Защита от перегрева двигателя выполняется элементе Д3.2 при наличии в двигателе встроенного позистора R3 (RT°M). Уставка срабатывания защиты определяется величиной сопротивления резистора R121. При перегреве двигателя сопротивление позистора резко возрастает, на входах микросхемы Д3,2 формируется сигнал логической «1». При этом на выходе ДЗ.2 .формируется сигнал логического «0», переключающий триггеры Т1 и ТЗ. Управляющие импульсы якорного преобразователя переводятся в положение α
макс, снимаются импульсы с возбудителя и якорного преобразователя, загораются светодиоды V64 («Т1») и V52.
4) Защита от перегрева преобразователя.
Защита от перегрева преобразователя срабатывает при перегреве тиристоров преобразователя или токоограничивающего реактора на токи 400 и 630 А и выполнена на усилителе А10.2 и относящихся к нему элементах. Чувствительным элементом защиты является терморезистор R19 {RТ°П), установленный па общем охладителе. При достижении охладителем температуры выше допустимой сопротивление R19 уменьшается, и на выходе усилителя А10.2 появляется сигнал логического нуля «0», который приводит к срабатыванию триггера Т4, выполненного на элементах Д5.3 и Д5.4. На выходе Т4 появляется сигнал логического «0», загорается светодиод V69 (Т2), по цепи диода V67 срабатывает основной триггер Т1, загорается светодиод V52» снимаются импульсы в СИФУ.
5) Защита от исчезновения напряжения питающей сети в цепи управления или силовой цепи
(в том числе по причине сгорания предохранителей).
Защиты объединены в одну и действуют на один триггер (Д5.1, Д5.2). При переключении триггера (срабатывании защиты) загораются светодиоды V70 «F») и V52 («Σ»), снимаются импульсы управления с якорного преобразователя.
Зашита от исчезновения напряжения питающей сети в силовой цепи выполнена на выпрямителе и реле К1, расположенных в блоке датчика проводимости и действуют на триггер Т5 (элементы Д5.1, Д5.2). Вход выпрямителя подключен к входу ТПЯ. При исчезновении напряжения во всех фазах или в одной из фаз контакт реле К1 отпадает. При этом сигнал логического нуля с резистора R165 поступает на вход элемента Д1.3, с него на триггер Т5 и переключает его.
Данная защита контролирует также целостность предохранителей в фазах преобразователя (в исполнениях электропривода до 100 А).
Защита от исчезновения напряжения питающей сети в цепи управления выполнена на элементах Д1.3, V44, RI01, С51 и триггере Т5 (Д5.1, Д5.2).
При исчезновении или снижении напряжения управления всех или одной из фаз более чем на 50%, транзистор V44 открывается, и триггеры Т1, Т6 переключаются.
6) Защита от обрыва цели тока возбуждения.
Защита выполнена на операционном усилителе A10.1, включенном по схеме порогового элемента, и на элементе ДЗ.З.
При включенном приводе в нормальном состоянии на выходе ДЗ.З — положительный сигнал («логическая «1»). При обрыве цепи возбуждения на выходе А10.1 появляется положительный сигнал, обусловленный отрицательным смещением, подаваемым на инверсный вход А10.1 через резистор R136. На выходе ДЗ.З появляется сигнал логического «0», загорается светодиод V57 «Ф». Перебрасывается общий триггер Т1, загорается V52 («Σ»).
Уставка определяется резистором R136 и выбирается такой, чтобы защита не срабатывала при минимально возможном в работе токе возбуждения.
7) Защита от обрыва цепи тахогенератора.
Защита выполнена на операционном усилителе А11.2, включенном по схеме автогенератора. Настройка узла проводится при отключенном тахогенераторе с помощью сменного резистора R129. Величина его выбирается такой, чтобы выходной сигнал автогенератора из синусоидального превратился в прямоугольный, т. е. чтобы усилитель начал насыщаться. При подключении цепи тахогенератора якорной цепью последнего шунтируется автогенератор, прекращается его работа (генерация). В аварийном режиме при обрыве цепи тахогенератора происходит включение (самовозбуждение) автогенератора.
Импульсное напряжение на выходе выпрямляется диодом V59, сглаживается фильтром Ф1 (элементы С43, R137) и открывает транзистор V61 (см. схему платы Е2), который включен последовательно (по схеме «И») с транзистором узла контроля минимальной скорости n
<=
n
мин. При таком включении защиты исключается ложное срабатывание последней из-за возможного проскока щеток тахогенератора на высоких скоростях. При обрыве цепи тахогенератора транзистор также открывается, загорается светодиод («BR»). Перебрасывается общий триггер TI, загорается V52 («Σ»).
Защита от неправильного чередования фаз.
Унификация и система обозначений[ | ]
ЭПУ советского производства унифицированы, а их обозначения — стандартизированы. В обозначение ЭПУ входят следующие элементы:
- арабские цифры 0, 1, 2, 3
либо римские
I, II, III
— класс ЭПУ; - аббревиатура ЭПУ;
- номер модели, иногда также модификации;
- в обозначениях некоторых моделей — русская буква М
(монофоническое ЭПУ), либо
С
(стереофоническое). В ЭПУ, выпускавшихся Рижским электромеханическим заводом (REMR) с 1977 года, монофонические модели не имели буквенного обозначения, а стереофонические выпускались в модификациях
СП
(трехскоростные с пьезокерамической головкой звукоснимателя) и
СМ
(двухскоростные с магнитной головкой звукоснимателя).
Пример обозначения: II-ЭПУ-62СП — ЭПУ второго класса, номер модели 62, стереофоническое, с пьезокерамической головкой звукоснимателя.
Благодаря унификации, ЭПУ одного и того же типа часто можно встретить в аппаратуре различных моделей и производителей, например, одно и то же ЭПУ типа III-ЭПУ-38М применяется в ламповом электрофоне «Юность-301»[4], полупроводниковой радиоле «Сириус-315-пано»[5] и другой аппаратуре. Допускалось использование ЭПУ на класс ниже, чем аппаратура, в которую оно устанавливается (например, II-ЭПУ-52С в электрофоне «Вега-101-стерео»[6], I-ЭПУ-73С в электрофоне высшего класса «Аккорд-001-стерео»[7]), и наоборот (в радиоле третьего класса «Вега-323-стерео»[8] стояло ЭПУ второго класса).
ЭПУ и БТУ
Доброго времени суток. Есть пара вопросов по наладке приводов ЭПУ1М и БТУ3501Р. Все работы пока провожу на стенде, питание силы через согласующий трансформатор 220в, на возбуждение А7 С8 и питание платы управления подается 380в.
По ЭПУ1М-2 Д:
1 — Привод не в пример другим простой и надежный, легко настраивается. Но есть с одной платой НО (плата была абсолютно новая без колхоза 2004г, но пришлось зашунтировать резистором в 160к конденсатор в РТ, иначе была раскачка тока на любом режиме). Все работает весьма стабильно, но двигатель быстро выходит на номинальную скорость, уже при повороте движка резистора около 1/3-1/2 оборота. При дальнейшем увеличении задания (у меня максимум 7.7В, да и не надо максимального 10В, в принципе, никогда) ничего не происходит. Та же картина и при сбросе задания, можно полностью резистор выкрутить в ноль, а привод продолжает вращаться с прежней скоростью некоторое время, а потом быстро тормозит по рампе. То же самое и при подаче задания мимо ЗИ, прямо в РС. То есть в первой половине резистора отлично откликается на регулировку, дальше начинает думать. Если вывести R115 датчика ЭДС по часовой, то отзывчивость улучшается. Датчик ЭДС при заторможенном двигателе в контрольной точке как положено показывает 0. Как с масштабировать, чтобы привод равномерно отзывался на задание?
2 — Какая разница в приводах с выходом 440в и 230в? Кроме дополнительных резисторов в плате датчика проводимости у привода на 460в, я разницы не увидел.
3 — Чем ограничено напряжение возбуждения? У всех (у меня 3 точно новые платы) приводов при максимальном значении R62 больше 150-160в не выдают. Это с завода углы альфа так запаяны?
4- Есть ли у кого опыт установки менее мощной ЭПУшки на большой двигатель? Есть станок, номинальный ток 70а, напряжение 440в. Станок никогда не работает на номинале, обычно на 10-20а. По идее, 50а привода должно хватить с принудительным охлаждением.
По БТУ3501Р:
1- Приводов у меня таких много, все в ужаснейшем состоянии. Из документации только куча общих книг, где описаны БТУ3601 и БТУ3501 вместе. Схемы плат есть. В книге даже есть схемы различных внешних соединений, но по факту, у 3501 на токи до 100а распиновка клеммника весьма отличается от книжной, пришлось срисовывать со станка. Также хорошо описан 3601, а вот по наладке 3501 везде идет отсылка к загадочному приложению ОБК и какой-то дальше номер, не помню, но скачав с большим трудом это приложение, там про привод ничего не оказалось, походу очепятка в документации. Есть у кого-нибудь описание настроек именно на БТУ3501Р?
2 — БТУ3501Р 200а запитан на стенде от трансформатора 85в, управление 380в на плату и 380в на возбуждение. При подаче питания даже при отсутствии задания и разрешения всегда нет возбуждения и подается полное напряжение 100в на якорь. Такая ситуация почти со всеми имеющимися платами. Есть еще вариант, при включении бросок тока якоря, потом ток спадает, возбуждение есть. Но что с разрешением, что без проскакивают всплески тока якоря и в этот момент отрубается возбуждение. При подаче разрешения и задания появляется сразу максимальное напряжение и ток на якоре и полностью исчезает возбуждение. У кого-нибудь было подобное?
Примечания[ | ]
- Однако в большинстве моделей неоновая лампа питается от электросети, а не от высокостабильного генератора импульсов, что снижает точность установки номинальной скорости вращения.
- Единственное специфическое требование к УНЧ, работающему с пьезоэлектрической головкой, — как можно более высокое входное сопротивление.
- Устройством автовозврата оснащались как недорогие ЭПУ второго класса (например, II-ЭПУ-60 рижского производства), так и модели первого и высшего классов.
- «Юность-301»
- «Сириус-315-пано»
- «Вега-101-стерео» Архивировано 30 марта 2014 года.
- Электрофоны «Аккорд-001-стерео» и «Аккорд-101-стерео»
- «Вега-323 стерео»
- «Рогнеда»
- «Каравелла-203 стерео»
- Д-11