DENON DL103/DL103R — ВЫЖАТЬ МАКСИМУМ

Думаю, не ошибусь, если скажу, что Denon DL103 является самым распространенным картриджем среди любителей винила. Не в том смысле, что им пользуется большинство, а в том, что на нем останавливают выбор трое из десяти виниловодов, в то время как семь оставшихся пользуются разными картриджами, в результате чего ни одна другая модель звукоснимателей не распространена в таком количестве, как этот.

 

Denon DL103 шире всех представлен на Avito. Его чаще других советуют начинающим винильщикам, купившим свой первый проигрыватель. Сеть полна хвалебных отзывов об этой головке с эпитетами «легендарная» и тд. Стоит ли эта голова дифирамбов и заслуживает ли такой славы?

Скажу сразу – нет, не заслуживает. Больше того, начинающий виниловод ставящий на свою первую вертушку Denon DL103 сразу себя обкрадывает, получая источник в лучшем случае идентичный хорошему CD плееру. Откуда же тогда взялся «хайп»?

Звукосниматель Denon DL103 появился в 1961 году и был разработан для радиостанций. Подробную историю этого картриджа вы легко найдете в сети. Осмелюсь предположить, что главной задачей разработчиков был не столько качественный звук, сколько дешевизна (чтобы любая заштатная радиостанция могла этот картридж купить) и неубиваемость (чтобы криворукий диджей не сломал иголку – вспомните сцену из комедии «Части тела» в которой Говард Стерн в эфире студенческой радиостанции роняет на проигрыватель гору пластинок). Первая задача решалась простой конструкцией катушки и корпуса, а вторая – чрезвычайной жесткостью. Denon DL103 обладает предельно низким комплиансом в 5 единиц, и чтобы повредить в таком картридже иглу, нужно постараться.

 

Звучание при этом получилось приличным в диапазоне требований радиостанций. Никто не ждал от виниловых трактов, подававших звук в радиоприемники, глубины сцены, сепарации частот и воздуха между инструментами. Кто услышит этот воздух в монофонической радиоточке или автомагнитоле? Низкие-средние-высокие есть – и ладно.

Слава пришла к Denon DL103 вместе с виниловым реннесансом и массовой скупкой неофитами винтажных японских вертушек 80х годов. Большая часть этих вертушек имела тонармы тяжелой и средне-тяжелой массы, что делало невозможным установку на них лучших ММ голов с высокой податливостью – подробнее об этом здесь. Среднеподатливые ММ картриджи звучали посредственно, и взор неофитов устремился в сторону семейства МС. Ниже на фото типичные виртажные вертушки, на которые имеет смысл ставить главным образом МС картриджи — подробнее здесь.

Цены по-настоящему хороших МС картриджей (взять хотя бы Audio Technica AT33 стоимостью 700-1200 долларов) были существенно выше, чем начинающий виниловод готов был платить, и Denon DL103 пришелся ко двору – недорогой, динамичный и звонкий МС картридж решал проблему звукоснимателя для огромного числа проигрывателей. И многие виниловоды, сравнивая его с обычными ММ головками, радостно отмечали ощутимую прибавку в звуке.

Факт, однако, состоит в том, что, выигрывая в динамике и детальности у многих ММ картриджей, Denon DL103 никак не выигрывает у самой обычной цифры. Виниловый тракт с таким картриджем, даже с хорошим тонармом и фонокорректором, дает плоское, зажатое звучание, очень похожее на звучание среднего компакт диска.

 

ТЕСТОВАЯ ОЦИФРОВКА — DENON DL103

Известный форумный «холивар» — винил vs цифра, который не стоит выеденного яйца для любого человека, слышавшего виниловый тракт высокого уровня, появился во многом благодаря распространению проигрывателей с посредственнми картриджами. Да и как адептам цифры не «вразумлять заблудших», если хороший ЦАП и бесплатно скаченные альбомы в формате FLAC дают точно такой же результат в плане звучания, что и капризная вертушка с дорогостоящими пластинками?

Нет смысла спорить с «цифровиками», пытаясь отрицать преимущество хорошей цифры перед средним виниловым трактом. Если бы такого преимущества не было, в начале девяностых годов люди не стали бы массово менять пластинки на компакт-дискт. Нужно принять простую данность – виниловый тракт с посредственным картриджем, к которым относится в том числе «хайповый» Denon DL103, не способен раскрыть винил должным образом и никогда не позволит получить заметные преимущества перед цифрой.

Виниловые пластинки могут играть лучше хороших цифровых источников только в двух случаях:

1. Используются лучшие винтажные ММ картриджи с высокой податливостью на легких тонармах.

2. Используются дорогие (от 1000 долларов) МС картриджи на тонармах средней и тяжелой массы.

Послушать записи с таких трактов можно на СТРАНИЦЕ ТЕСТОВЫХ ОЦИФРОВОК. Очень советую прослушивать тестовые файлы в формате DSD!

Продолжая тему Denon DL103, я бы никому не советовал ставить на проигрыватель этот картридж. На тонармы средней массы можно подобрать множество более подходящих вариантов — начиная от Denon DL301 и заканчивая различными моделями Audio Technica и Victor.

 

C тяжелыми тонармами начинающим лучше вообще не связываться, потому что дешевле 1000 долларов хороших картриджей с низкой податливостью нет. Есть один недорогой вариант, который можно рекомендовать тем, кто уже имеет вертушку с тяжелым тонармом, но о нем я скажу в самом конце статьи.

Что же делать тем, у кого DENON DL103 уже есть в системе или лежит в тумбочке?

Этот картридж можно проапгрейдить, получив от него совершенно новое и очень интересное звучание. Катушка извлекается из плас и устанавливается в корпусе из розового дерева, которое имеет совсем другие резонансные характеристики, нежели пластмасса. Это первая ступень апгрейда, благодаря которой Denon DL103 станет звучать более открыто, ощутимо прибавив в сцене и воздухе между инструментами, но если мы хотим выжать из головки максимум, то имеет смысл пойти дальше.

Вместо посредственной иглы с алюминиевым кантилевером устанавливается игла Line contact с кантилевером из бора (на фото выше). Двойной апгрейд преображает звучание картриджа настолько, что когда я услышал его впервые, то был буквально ошеломлен. Но впереди были еще две стадии улучшения…

Я намеренно тестировал DENON DL103 с трансформатором DENON AU320, потому что он был разработан специально для этого картриджа и тоже является очень распространенным. И если DENON DL103 можно считать весьма средним картриджем, если не бросовым, то трансформатор Denon AU320 заслуженно тянет на статус «лучшего за свою стоимость». Это отличный выбор в сегменте 250-300 долларов, но его тоже можно улучшить. Подробную статью про эффективный апгрейд этого трансформатора можно прочитать здесь.

После апгрейда картриджа и трансформатора на том же самом проигрывателе были воспроизведены те же самые пластинки и… Даже неискушенный слух уловил бы между звучанием «до» и «после» космическую разницу. Я назвал получившийся картридж DENON-«ГОЛИАФ» и написал про него отдельную статью. Но кто сказал, что нельзя шагнуть еще дальше?

Тестовые записи делались на проигрывателе VICTOR TT81 с тонармом SAEC WE308. Нужно подчеркнуть, что картридж Denon DL103 играет только на тяжелых тонармах с эффективной массой не менее 20 граммов.

Многие не понимают, что эффективная масса тонарма и прижимная сила — не одно и то же. «Что значит у меня слишком легкий тонарм? – цитирую таких винильщиков, — Я могу выставить любую прижимную силу! Этой голове положено 2.2-2.7 грамма, я могу хоть 3 грамма установить». Для тех, кто хочет разобраться в этой теме как следует, я написал статью – КОМПЛИАНС И МАССА ТОНАРМА. А пока примите как данность – для низкоподатливых картриджей, к которым относится Denon DL103, подходят только тяжелые тонармы.

 

Эффективная масса SAEC WE308 — 20 граммов, и он подходит для «Голиафа», однако «Cаеки» имеет склонность «причесывать» звучание, лишая его толики музыкальности. В третьем тесте я поставил DENON-«Голиаф» на очень тяжелый SME 3012R, а вместо DENON AU-320 подключил один из топовых трансформаторов. Ниже по ссылкам вы можете скачать тестовые оцифровки и решить — стоит ли овчинка выделки.

Оцифровки сделаны в двух форматах DSD и WAV. Конечно, WAV проще скачивать и воспроизводить, но я рекомендую прослушивать треки в формате DSD, так как они передают звучание винилового тракта почти без потерь. WAV сильно скрадывает объем звука и съедает множество нюансов. Если вам нечем воспроизводить DSD, скачайте FOOBAR с предуставновленным DSD плагином.

Для тестов использованы несколько треков в разных музыкальных жанрах. По ссылкам с названиями треков открются папки, где будут файлы, обозначенные 1, 2 и 3 с расширениями WAV и DFF. Я очень советую слушать DFF!

Файлы под номером 1 — это базовый Denon DL103 до апгрейда с трансформатором DENON AU-320 до апгрейда. Тонарм SAEC WE308.

Файлы под номером 2 — это Denon-Голиаф c трансформатором DENON AU-320 после апгрейда. Тонарм SAEC WE308.

Файлы под номером 3 — это Denon-Голиаф с одним из топовых трансформаторов на тонарме SME 3012R.

НЕЛЬЗЯ ОЦЕНИВАТЬ ТРЕКИ В НАУШНИКАХ! ТОЛЬКО НА СТЕРЕОСИСТЕМЕ!

PINK FLOYD «Shine On You Crazy Diamond»

 

IRON MAIDEN «Stranger in a Strange Land»

JUDAS PRIEST «Beyond the Realm of Death»

LIVIN BLUES «Black Night»

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН Симфония N5

Еще несколько слов необходимо сказать о картридже DENON DL103R. Это более дорогая модификация Denon DL103 с видоизмененной иглой, более низким внутренним сопротивлением и более чистой медью в катушке. «Бросовым» такой картридж уже не назовешь. Звучит он в оригинальном виде лучше обычного DL103 – чище, разборчивей, хотя и с тем же цифровым почерком. Из этой модели можно сделать «супер-голиаф», проведя те же манипуляции с заменой иглы и корпуса, а можно заменить только один корпус, оставив иглу, и получить хороший картридж для плотно записанной современной рок-музыки.

Это и есть тот единственный недорогой вариант, который можно рекомендовать владельцам проигрывателей с тяжелыми тонармами. Больше того, если предполагается слушать современные издания в жанре металкор или нью-метал, то я рекомендовал бы этот картридж в первую очередь.

ТЕСТОВАЯ ОЦИФРОВКА DENON DL103R в деревянном корпусе

P.S. После замены иглы на Line Contact картридж требует другую прижимную силу — 1.6-1.8 граммов, вместо паспортных 2.2-2.8 гр. Отдельная благодарность мастеру Роману, благодаря которому эксперимент с другой иглой стал возможным. Кстати, Роман меняет иглы в ЛЮБЫХ картриджах, и, если вы сломали или износили иглу в хорошей МС головке, не спешите ее выбрасывать – обратитесь к Роману, он сможет дать ей вторую жизнь:

 

Роман

Denon DL-103R

Модель представляет собой улучшенную версию хорошо известного и ставшего по-настоящему культовым среди любителей винила MC-картриджа DL-103, который компания Denon разработала еще в 1962 году в сотрудничестве с научно-техническими исследовательскими лабораториями японской телерадиовещательной корпорации. Такие картриджи широко использовались на музыкальных радиостанциях.

Головка звукоснимателя получила закрытый прямоугольный пластиковый корпус с боковыми углублениями для крепежных винтов шелла тонарма. Ее нижняя часть выполнена в виде усеченной пирамиды, на вершине которой имеется прямоугольное отверстие для двухслойного алюминиевого кантеливера. Для иглодержателя характерно одноточечное крепление подвеса, причем сама демпфирующая система достаточно жесткая и имеет низкую степень податливости, равную 5 х 10 – 6. Разработчики применили здесь оригинальную технологию намотки катушек прямо на ось кантеливера. В DL-103R для катушек используется провод, изготовленный из меди высокой степени очистки 6N (99,9999 %).

Данная головка звукоснимателя имеет низкий уровень выходного сигнала, который составляет всего 0,25 мВ. Заточка алмазной иглы круглая (16,5 микрон). В комплект входит миниатюрная щеточка для ее чистки. Вес картриджа равен 8,5 г, а требуемая прижимная сила находится в пределах 2,3 — 2,7 г. Он предназначен для работы с тяжелыми тонармами. Внутреннее сопротивление данной модификации значительно ниже, чем у DL-103. Для получения оптимальных характеристик желательно использовать фонокорректор с коэффициентом усиления в 60 дБ и более, а сопротивление на его входе должно равняться 100 Ом или превышать этот показатель.

Саунд картриджа отличается правильными тембрами, хорошей ритмичностью, превосходной микродинамикой и музыкальностью. Высокие частоты и детальность здесь несколько улучшены в сравнении с предыдущей моделью. Еще одно неоспоримое достоинство – это способность головки Denon немного смягчать подачу аудиоматериала при прослушивании некоторых современных виниловых дисков, обеспечивая более теплый аналоговый характер звучания. Следует также отметить умение точно строить сцену, которая при этом имеет достаточную глубину и ширину. Картридж DL-103R способен предложить довольно высокий уровень за сравнительно небольшие деньги.

Тип картриджа MC
Держатель иглы двухслойный, материал: алюминий
Игла алмазная, сферический профиль (16,5 микрон)
Вертикальный угол (VTA) 15 градусов
Вес 8,5 г
Выходное напряжение 0,25 мВ
Выходное сопротивление 14 Ом
Разделение каналов 25 дБ при 1 кГц
Диапазон частот 20 Гц – 45 кГц
Динамическая податливость 5 х 10 – 6 см/дин
Рекомендуемое сопротивление фонокорректора более 100 Ом
Прижимная сила 2,3 – 2,7 г

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *