Компания CEntrance принадлежит к числу тех, что принято называть “широко известными в узких кругах”. Несмотря на то, что основная сфера их интересов лежит в области профессионального аудио, не забывают они и о простых любителях музыки, выпуская для них очень эффективные решения. Сегодня мы поговорим о модели, которая подойдёт и профи и любителям, это — мониторные наушники Cerene dB. Для начала — небольшой экскурс в историю вклада CEntrance в дело аудиофилии. Помимо ряда решений для звукозаписи (Mixerface, MicPort и так далее), компания в своё время создала практически легендарный портативный ЦАП/усилитель для наушников HiFi-M8 и его портативную версию Mini-M8, показав что их главное кредо в звуке — нейтральность. За этим последовал ряд отличных портативных ЦАПов DACPort HD, DACPortable, BlueDAC, после чего на какое-то время CEntrance снова сместили фокус на профессиональный рынок, но ближе к концу прошлого года вспомнили и про любителей “просто послушать”, анонсировав сиквел HiFi-M8. Время его выхода сместилось из-за карантина, но второй продукт — наушники для мониторинга компания успела произвести и они доступны к покупке.
Стоит отметить, что недорогих (ценник Cerene dB составляет около 200 долларов) полноразмерных наушников на обзорах давно не было. Если мне не изменяет память, то со времён German Maestro.
Упаковка и комплект поставки
Довольно простая коробка из зелёного глянцевого картона сразу несёт на себе послание про дружелюбность к экологии, хотя его немного портит обилие целлофана внутри. В коробке, аккуратно примотанные к картонной же вставке, находятся сами наушники и неплохой кожзамовый мешочек на затяжках для хранения.
В общем, на этом всё, но полноразмеры обычно и отличаются именно такой лаконичностью в аксессуарах.
Дизайн и удобство ношения
Поскольку наушники в первую очередь были рассчитаны на студийный мониторинг, к их дизайну в CEntrance подошли с невероятным прагматизмом. За основу конструкции взяли Audio-Technica M50x, сделав точно такое же оголовье со слегка увеличенным размером, больше подходящим для европейско-американских голов. Большая часть конструкции выполнена из пластика, хотя там, где это необходимо — металлические вставки присутствуют (например, в оголовье). Основной целью в создании данной модели была максимальная прочность, поэтому собрано всё максимально добротно.
Cerene dB обладают неплохим запасом для регулировки размера, вкупе с хорошо выбранной силой прижима и мягким оголовьем, правильно распределяющим нагрузку, это даёт приятный баланс комфорта в ношении и качественной пассивной звукоизоляции. Так же свою лепту в удобство вносят вращающиеся вокруг обеих осей чашки с мягкими амбушюрами, так же выполненными из кожзаменителя. Размер центральной части амбушюр — средний, мои уши в верхней части касаются их, но, благодаря мягкости, дискомфорта это не вызывает. Звукоизоляция модели находится на уровне выше среднего и работает в обе стороны, поэтому Cerene dB можно использовать на улице, в офисе и в любых других местах, где шум может мешать вам, либо вы можете помешать своей музыкой кому-то.
Как и положено хорошим “рабочим” наушникам, герои сегодняшнего обзора позволяют удобно манипулировать чашками: поворачивать на 90° для ношения на груди, складывать внутрь оголовья для удобного хранения.
Односторонний кабель сделан не сменным, но он довольно толстый, поэтому за его прочность переживать особо не приходится, тем более что защита от переломов тут предусмотрена.
Спецификации и измерения
Итак, передо мной крошечное устройство величиной с пачку женских сигарет, но с обещанием дать полватта (или в портативных величинах 500 мВт) мощности на выходе. Оговорюсь сразу, этот обзор в отсутствие наушников с балансным разъемом будет неполным, зато я постараюсь компенсировать его обилием информации по BlueDAC в качестве источника звука для стереосистемы.
Дизайн у нового CEntrence, как и прежде с болтиками, так и сейчас — биополимерный корпус, сделанный на 3D-принтере, выглядит полным антиподом гламурного Chord Mojo. Но, пожалуй, в этой эстетике походной «рабочей лошадки» тоже можно найти свой шарм. С Mojo сравнения продолжатся, поскольку оба этих устройства, хоть и с разницей в сотню долларов, но выступают в одной лиге.
Оба усилителя умеют работать автономно, но для подзарядки Mojo использовал дополнительный разъем mini-USB, в отличие от единой линии в BlueDAC. Правда, это только в режиме Bluetooth, а при работе в качестве USB-ЦАПа подзарядка будет невозможна. В качестве цифро-аналогового конвертера работает наш старый знакомый Asahi Kasei AK4490, заявлена поддержка PCM 32 бит / 384 кГц и DSD128. Радует, что такое устройство оснащено двумя клоками на дискретизации, кратные 44,1 и 48 кГц — т.е. не будет никаких внутренних пересчетов в пользу какой-то одной частоты.
Контроль уровня в BlueDAC выполнен по олдскулу, с помощью колесика. И это единственный вариант управления громкостью. Например, в связке с телефоном вы уже не сможете изменять на нем громкость клавишей, вращайте колесо на BlueDAC — и будет вам музыка. Никаких дополнительных регулировок на чипе, что, пожалуй, правильно.
Степень усиления BlueDAC можно выбирать между Lo или Hi. Поскольку джампер утоплен в корпус, то случайное переключение в кармане исключено. Его сложно поддеть даже ногтем — для этого понадобится ручка или, например, щуп вольтметра, которым я и воспользовался.
В первом случае измеренное напряжение составило чуть менее 0,3 В, т.е. (Lo) предназначен для низкоомной нагрузки. Это даже меньше, чем выдает смартфон, так что для 32-омных арматур пришлось выкручивать громкость на максимум. Положение (Hi) дает прирост сигнала в 10 раз — измеренное напряжение на максимуме получилось 2,88 В, что даже чуть выше стандартного уровня стационарных Hi-Fi-источников.
Производитель заявляет выходной импеданс — 0,4 Ом. Попытки самостоятельного замера BlueDAC дали несколько значений, судите сами, какое из них ближе к действительности.
Обычно цифру выходного импеданса мы получаем по формуле падения напряжения под нагрузкой:
R (вых) = [U(xx)/U(r) – 1] х R
В положении джампера (Lo) на 16 Ом оно составило 0,264/ 0,261 В, что выводит прекрасный импеданс 0,21 Ом. При этом в режиме (Hi) падение напряжения на этой же нагрузке оказалось куда серьезней — с 2,88 на 1,843 В, где импеданс получается почти 9 Ом. Хм… Повторные замеры с увеличением нагрузки до 32 и 64 Ом показали более стабильную картину выходного импеданса в размере 1,5 Ом. Что покажут замеры в RMAA?
АЧХ имеет крутой спад на краю диапазона
Если смотреть показатели без эмуляции нагрузки наушников, т.е. BlueDAC в роли стереоисточника, то результаты выглядят вполне прилично. Такие же цифры можно получить и от CD-плеера или более-менее приличной звуковой карты. АЧХ в диапазоне 20 Гц – 20 кГц мягко привалена на 0,5 дБ, а затем резко отсечена. Дальнейшая проверка «квадратной волной» 100 Гц указывает на применение минимально фазового фильтра с несимметричными фронтами колебаний. Судя по всему, речь идет о применении Short Delay Sharp — самого распространенного из пяти вариантов фильтрации, предусмотренной в спецификации AK4490.
Максимальный динамический диапазон 105,6 дБ соответствует разрешению BlueDAC между 17 и 18 бит, так что заявления о 32 битах — это всего лишь указания размера приемной шины, а не реальное разрешение, которое даже в высокоточных источниках, дай бог, чтобы соответствовало хотя бы 20 бит.
Характер гармонических искажений без нагрузки наушниками
Приборы отмечают определенное количество искажений, но на слух такой характер будет звучать приемлемо. На выходе доминируют вторая и третья гармоники, что будет маскировать искажения более высоких порядков, которые как раз слышать неприятно. Но их и не наблюдается, пока мы не включим низкоомную нагрузку наушниками.
Тестирование под эмуляцией наушниками дает ожидаемый подъем искажений с доминированием гармоник нечетного порядка — т.е. почерк звучания будет без ложной теплоты и скорее холодноватым, «транзисторным». Больше всего искажений, понятное дело, наблюдается при 16 Ом — 0,066%. Но не забывайте, что эти цифры в наушниках с аналогичным импедансом получатся при колоссальной громкости, никто так не слушает. Будет меньше громкость, соответственно, и уменьшатся искажения. При эмуляции наушников 64 Ом искажения уже всего в два раза больше, чем штатное значение выхода BlueDAC, измеренное напрямую.
Обратите внимание, как изменился характер гармоник под нагрузкой 64 Ом
Любопытно было сравнить эти данные с выхлопом BlueDAC в режиме Bluetooth. Замечу, что я использовал базовую версию, не aptX, которую, к сожалению, Apple до сих пор не поддерживает. Что показывают графики?
Сравнение характера АЧХ сигнала 16 бит по кабелю и через Bluetooth
Сравнение характера искажений сигнала 16 бит по кабелю и через Bluetooth, в котором уже доминируют искажения высоких порядков
АЧХ на Bluetooth подрубилась где-то в районе 18 кГц, поднялся шум и выросли искажения, но теперь они сместились в сторону более высокого порядка. Когда на слух разница с USB-подключением оказалась примерно как lossless и МР3 высокого битрейта — т.е. с Bluetooth чуть теплее и тупее саунд. Некритично, но лучше без него, тем более, что область применения этой функции осталась неясной. Подключить BlueDac к какой-то старинной системе и стримить на нее с дивана музыку из телефона? Ну, разве что так. Но пора поговорить о звуке BlueDAC более лирично.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- Yulong DA10 и Resonessence Labs Concero HP в роли ЦАП и усилителя
- Apple MacBook Pro Retina 2020 в роли источника
- Audirvana+ в роли плеера
- Lotoo Paw Gold Touch, Astell&Kern A&ultima SP2000 и другие в роли портативных плееров
- Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 48 часов, изменения в звуке наблюдались на протяжении первых 30 часов.
Если внешне наушники похожи на M50, по звуку, к счастью, сходства не много. В CEntrance экспериментировали с различными излучателями и схемами демпфирования в течении двух лет, и сумели создать модель с натуральной и при этом детальной подачей, подходящей и для мониторинга и для “простого” прослушивания музыки.
Бас акцентирован, но его подъём сделан небольшим, поэтому наушники вряд ли подойдут любителям накачки НЧ. “Низ” тут детальный, с хорошей передачей текстур и отличным разрешением. Разумеется, это с учётом динамических излучателей и закрытого форм-фактора, очевидно, что нейтрально настроенные планары будут звучать ещё детальней и суше. Бас хорошо контролируется, тут нет характерной для закрытых моделей гулкости, чаще всего вызываемой резонансом чашек. За счёт динамического излучателя и небольшого акцента, НЧ тут радуют так же массой и весом, создавая правильную подложку для трека. Бас у Cerene dB довольно универсальный, хорошо себя показывает и с акустическими инструментами, и с синтезированными НЧ (за исключением совсем уж басоориентированных жанров, им, пожалуй, нужен акцент чуть побольше).
Средние частоты — нейтральные и детальные (опять же, по меркам динамических наушников), но при этом обладают хорошим весом и динамикой, позволяющими наушникам не уйти в сухость и безжизненность. Cerene dB довольно эффектно подчёркивают эмоции и макродинамику, но строго то, что присутствует в записи. Телесность инструментов и голосов находится на неплохом уровне. Воображаемая сцена — немного больше средней в ширину и заметно больше средней в глубину, с качественным и реалистичным разделением планов. Вообще, пространственное позиционирование тут даже немного лучше, чем ожидаешь от недорогой закрытой модели.
ВЧ — не акцентированы, тут нет попытки их подчеркнуть, создав эффект псевдодетализации и дополнительной “ясности”, количество аккуратно сбалансировано между “слишком мягко” и “слишком резко”. Протяжённость — немного выше средней, но не запредельна, участок выше 10 кГц присутствует, но отчасти отведён на второй план, чтоб не подчёркивать артефакты компрессии. В целом “верха” — детальные, натуральные и с реалистичной отработкой атак и затуханий. Слоистость — очень базовая (что ожидаемо для ценовой категории), но насыщение музыки обертонами Cerene dB удаётся нормально.
Технические характеристики
Характеристики цифрового сигнала
- Разрешение: 24 бита (также поддерживается 16 бит)
- Частоты семплирования: 44.1 кГЦ, 48 кГц, 88.2 кГц, 96 кГц, 176.2 кГц, 192 кГц
- USB-протокол: асинхронный
- Джиттер: за пределами измеримого
- Совместимость: iPad, iPhone, iPod (не LX-версия), Mac, PC, Android
Характеристики аналогового сигнала
- Диапазон частот: 20 Гц – 50 кГц (при отключенном эквалайзере)
- Соотношение сигнал/шум (A-weighted): 113 дБ
- Общие гармонически искажения+шум (на среднем гейне): 0.002 %
- Разделение каналов: -103 дБ @ 1 кГц
- Выходной импеданс (переключаемый): 1Ω, 2Ω, 11Ω
- Выходная мощность: 1.4 Вт пиковая, 1 Вт в среднем
- Рекомендуемый импеданс наушников: 16Ω – 600Ω
- Выходное напряжение: -2 dBV (высокий гейн, для подключения самых сложных в раскачке накладных наушников), -10 dBV (средний гейн, для подключения большинства аудиооборудования), -22 dBV (минимальный гейн, для самых чувствительных IEM)
Общие характеристики
- Аудиовыходы (зависит от модели): XLR, комбинированный 3.5 мм TRS/TOSLINK, 6.3 мм TRS
- Усилитель для наушников: класс A
- Питание: +9В – +20В, 3А
- Блок питания: универсальный для сетей переменного тока 90В – 240В в комплекте
- Внутреннее питание: сверхчистое питание ±10В с изолированной батареей
- Размеры: 127 мм x 82 мм x 33 мм
- Масса брутто: 0.9 кг
Сравнения
К сожалению, закрытых моделей схожего ценового диапазона у меня давно не было, а сравнивать с открытыми — смысла мало, поэтому в данном разделе будет всего две модели, обе из которых подходят под характеристику “совсем не похожи”.
Meze 99 Neo Это сравнение подходит и для Classics, но Neo ближе к герою этого обзора по цене. Бестселлер румынской компании сделан в духе классических моделей с V-образной АЧХ, у них больше акцент на краях диапазона, а середина заметно отведена назад. Cerene dB в свою очередь звучат нейтральней, ровней и мониторней.
Audio-Technica MSR7 Данные наушники делают больший акцент на микроконтрасте, их подача — более яркая и менее весомая, поэтому они скорее подойдут для любителей “гиперреалистичности”, при этом не боящихся акцентированных ВЧ. Cerene dB звучат нейтральней, с лучшим весом и ближе к натуральности.
Совместимость
DACPort — устройство весьма нейтральное, поэтому скучные наушники для него подходят мало, если, конечно, вы не любитель аналитичной подачи. Кроме того, я уже выше описывал, почему к подбору наушников-затычек для этого устройства нужно подходить аккуратно. Из массовых моделей в моей коллекции с DACPort HD мне понравились Lear LHF-AE1d и Dunu Titan 3. Но полностью раскрывает себя этот комбайн на полноразмерах, особенно изодинамических. Новинка HiFiMan HE-400S с ним звучит просто отлично, создавая вполне себе интересную среднебюджетную «связку». Шум усилителя заметен очень слабо, если не пытаться слушать очень чувствительные наушники с большой громкостью.
Жанрово устройство вполне универсально, за исключением тех стилей, где нужно делать дополнительный акцент на НЧ. Критичность к качеству записей я бы оценил где-то на 7 баллов из 10.
Musica Nuda — Libera. На этом треке в начале вполне можно услышать движение губ исполнительницы, настолько детально и качественно передаётся СЧ-диапазон. Обычно подобная детальность — удел более дорогого стационара, но именно в CЧ-диапазоне DACPort вполне способен с ними потягаться.
Annihilator — Ultra-Motion. Жестокий тест для большинства источников и наушников, скоростной забойный треш-метал, отыграть который очень сложно. Нельзя допустить гула на НЧ, надо передать всю необходимую агрессию СЧ, ВЧ должны не вынести мозг слушателя… DACPort не идеально, но очень хорошо для своей цены проходит этот тест.
Therion — Kings of Edom. Концентрированные идеи Therion, выплеснутые в одном треке: оркестровый фон, хорошие оркестровые партии, пафосный вокал, неожиданные переходы, в общем, то, чего и ждёшь от королей симфо-метала. С хорошими наушниками DACPort тут просто раскрывает себя в полной мере, хорошая проработка композиции «в глубину» невероятно идёт ей на пользу.
Треки-примеры
Gang Of Four — The Dying Rays (2020) Как программист я, конечно, не мог пропустить мимо внимания британский пост-панк коллектив “Банда четырёх”, тем более что у них недавно вышла свежая EP-шка. Данный трек это именно то, что ожидаешь от группы: немного меланхоличный, отрешённый материал, с мощными глубокими ударными, именно последние и поспособствовали выбору данной композиции, очень уж хорошо Cerene dB отыгрывают плотные удары. Впрочем, уже на следующем треке GoF вспоминают, что они не только “пост” но и “панк”, но это тема другой истории.
Banda Los Recoditos — Ya Se Fue (Versión 30 Aniversario / Audio) Хотите немного мексиканской музыки в хорошем качестве? Знаменитый коллектив решил в честь 30-летия выпустить подборку хитового материала с очень приличным сведением, поэтому герои сегодняшнего обзора помогут вам погрузиться в эту чарующе-экзотичную атмосферу характерного вокала и духовых, которые наушники от CEntrance отыгрывают с прекрасной телесностью и детальностью.
Doyle W. Donehoo — We Hunt the Despoiler! В эпичной-эпичной вселенной Warhammer: 40000 есть события, эпичные даже по меркам постоянно творящегося там эпоса. Я, конечно же говорю о сражениях флотов, которым посвящена серия игр Battlefleet Gothic. Представьте себе героические сражения огромных флотов, состоящих из гигантских кораблей. Пронзающие космос лучи энергии, снаряды, которыми обмениваются боевые баржи и фрегаты… В общем, вы понимаете, какая сложная задача стоит перед автором саундтрека для подобной игры. К счастью, Дойл Донеху — не новичок в этом деле и с задачей он справился отлично. Медленная, торжественная мелодия эффектно украшена хоровыми вставками, которые так классно отыгрывают “Серины”, заставляя сердца слушателей вскипать праведным гневом на врагов.
Выводы
CEntrance прекрасно реализовали поставленные перед собой цели, создав закрытые наушники, предлагающие приятный мониторный звук без ухода в сухость. Если вы ищете модель для использования в случаях, когда необходима пассивная звукоизоляция — Cerene dB станут для вас прекрасным вариантом в данном бюджете. Тем более что на сайте производителя можно сразу купить их “набором” с DACPortHD, получив дополнительную скидку и решив заодно и проблему с источником.
centranceдинамическиеполноразмеры