Цифро-аналоговый преобразователь Bryston BDA-3

Процесс покупки компонентов для Hi-Fi систем иногда может иметь свои подводные камни. Ведь в дополнение к качеству продукта рекомендуется еще и обращать внимание на фирму-поставщика. Лучшие в мире Hi-Fi системы легко могут стать худшими, если в случае ее неисправности необходимая поддержка не предоставляется. К несчастью, создается ощущение, что слишком много компаний появляется из ниоткуда с предложением цифровых Hi-Fi продуктов. И некоторые из их оставляют своих клиентов ни с чем.

 

Примерно об этом говорил Крис Рок (Chris Rock) на церемонии награждения MTV VMA в 1997 описывая поп звезд в музыкальной индустрии: «Вот они есть, и вот их уже нет». Конечно, в мире Hi-Fi все не настолько же плохо, но, тем не менее, некому не нравится выбрасывать на ветер заработанные с трудом деньги. Ни капли из вышесказанного нельзя отнести к Bryston Limited из Канады. Bryston основана в 1962 и создает одни из самых надежных продуктов в свой отрасли. Гордостью компании является тот факт, что все свои компоненты она производит в Канаде, и предоставляет 20-летнюю гарантию на аналоговые продукты и 5-летнюю – для цифровых. В дополнение к этому, никто из сотрудников Bryston, с которыми мне удалось переговорить, не кривил душой и не витал в облаках.

Шарлатанских штучек в репертуаре Bryston просто нет. И когда мне выпадает шанс сделать обзор продукта от фирмы, подобной Bryston, я начинаю прыгать от радости. И частью моей работы, помимо создания обзоров хороших продуктов, является предоставление гарантии, что фирма-поставщик также хороша, как и сам продукт. В данном случае мне предельно ясно, что Bryston – это один из столпов Hi-Fi сообщества, а ее новый ЦАП BDA-3 котируется очень высоко в моем личном списке.

У BDA-3 больше входов и функций, чем может когда-либо понадобится любому нормальному энтузиасту, а в плане воспроизведения музыки он задает новый стандарт в линейке Bryston. В части конкуренции BDA-3 работает на уровне или даже лучше многих ЦАПов, испробованных мною в моей или любой другой системе. Нет никакой необходимости говорить, что во время написания обзора я испытал огромное удовольствие от прослушивания BDA-3. Нет лучше способа провести свое время, чем слушая свою любимую музыку через такой великолепный продукт, как Bryston BDA-3.

 

Аппаратная часть

Цифро-аналоговый преобразователь Bryston BDA-3 набит под завязку различными функциями, но ни про одну из них нельзя сказать, что она лишняя. Начнем с основных отличий между BDA-2 и BDA-3 – улучшенные возможности воспроизведения PCM и полная поддержка DSD. В то время, как BDA-2 поддерживал PCM вплоть до 24/192, BDA-3 поддерживает PCM уже вплоть до 32/384. Более того, BDA-3 поддерживает DSD вплоть до DSD256. (Более подобная информация о моем опыте воспроизведения DSD в разных разрешениях изложена ниже). Bryston не только обеспечил DSD в BDA-3, но к ней еще пришло и понимание, что у PCM и DSD разные требования. Компания лезла вон из кожи, чтобы разработать независимые пути прохождения сигнала на платы ЦАП для DSD и PCM. Согласно Bryston «Звук обрабатывается в своем исходном формате без преобразований, чтобы быть уверенным, что каждая песня совершенна до последнего бита — точная копия исходной звукозаписи». Каждый из USB- и HDMI-входов на BDA-3 воспринимает DSD сигнал. Наиболее универсален USB-вход, который может обрабатывать звук вплоть до DSD256, тогда как HDMI-вход понимает только «стандартный» DSD (DSD64 или DSD 1x), даже от SACD-проигрывателя Oppo.

У BDA-3 10 цифровых входов, включая упомянутые выше асинхронные USB и HDMI (4x HDMI, 2x USB 2.0 Type B, 2x S/PDIF (1x BNC, 1x RCA), 1x Optical (TosLink), 1x AES/EBU). ууникальным аспектом BDA-3 является двойные асинхронные USB-входы. Не могу вспомнить ни одного другого ЦАПа с подобным функционалом. Устройство моей основной системы не предполагает использование данной функции, но я вижу ее возможную ценность. Учитывая разнообразие в сообществе Computer Audiophile, у меня нет сомнений, что многим данный функционал придется по душе. Все электрические входы гальванически развязаны, что устраняет шум на заземляющей шине, который может появиться от цифрового источника звука, обычно от компьютера. Степень влияния шума на качество конечного звука в ЦАПе не может быть недооценено. Гальваническая развязка просто необходима.

Следуя по пути прохождения сигнала от входа BDA-3, встроенные тактовые сигналы вычленяются из аудиопотока (PCM) и переформируются главным тактовым генератором BDA-3. Затем аудио направляется в двойные ЦАПы AKM (Asahi Kasei Microdevices), которые обеспечивают лучшее отношение сигнал/шуму и лучшее разделение каналов, чем одиночный ЦАП. Затем преобразованный аудиосигнал уходит в проприетарный выходной каскад класса А, построенный на дискретных элементах. По разговорам в Bryston мне стало предельно ясно, что они проделали колоссальную работу по созданию данного аналогового каскада и очень довольны результатом. Как и ожидалось, в топовом продукте от Bryston как цифровая, так и аналоговая части имеют свой собственный источник питания. Читатели должны обратить внимание, что у BDA-3 нет регулятора громкости, что исключает возможность его подключения напрямую к усилителю мощности.

 

Несколько слов про отображаемые настройки на передней панели. В BDA-3 имеется режим апсемплинга, который может быть включен и выключен. При его включении поступающий сигнал подвергается повышению дискретизацию кратно 44,1 и 48. Звук в разрешении 44,1 или 88,2 преобразуется к 176,4 (загорается желтый свет), а звук в разрешении 48 или 96 преобразуется к 192 (загорается зеленый цвет). Данный режим не работает, если сигнал подается через USB или HDMI.

В дополнение к индикации режима апсамплинга, у BDA-3 есть и другие полезные режимы. Учитывая то, как легко можно получить изуродованный звук с отгрызенными битам или преобразованной частотой дискретизации, далеко не лишней будет информация, что же на самом деле передается на ЦАП. На BDA-3 отображается частота дискретизации входящего DSD (DSD 1x, DSD 2x, DSD 4x) и PCM (вплоть до 384 кГц) сигналов. Более того, индикация зажигается зеленым если сигнал DSD приходит в виде потока DoP (DSD over PCM) или желтым если в виде оригинального DSD. Если вы не знакомы с компьютерным звуком и музыкальными серверами, просто примите эту функцию как полезную.

Обсуждая совместимость аудиоформатов с Bryston, компания обозначила, что BDA-3 был разработан так, чтобы каждая отдельная функция реализовывалась на отдельной плате. Это облегчает дельнейшее обновление аппаратной части без лишней нагрузки на банковский счет и без необходимости покупки нового устройства. На текущий момент у Bryston нет планов по обновлению BDA-3, но в случае необходимости это технически возможно. Также я спросил в компании о поддержке MQA. Я знаю, что Bryston пристально мониторит ситуацию и сделает свой выбор в свое время. На основании того, что BDA-3 построен на основе XMOS чипа, думаю, что в случае необходимости обновление прошивки с поддержкой MQA появится незамедлительно. Не надо цитировать меня в этом месте, и не ссылайтесь Bryston, потому что это всего лишь мои умозаключения, основанные на собранных фактах.

С помощью USB -хода я протестировал способность BDA-3 обрабатывать все поддерживаемые форматы и частоты. Конечно, ЦАП поддерживает 384 PCM и DSD256, но это не означает, что кто угодно может принести ЦАП к себе домой и будет уверен в том, что он заработает на этих частотах от любого источника. Мне удалось воспроизвести все поддерживаемые частоты PCM с систем на основе Linux, Mac и Windows. Трудности возникли при воспроизведении DSD и операционных системах, которые без драйверов поддерживают USB Audio Class 2 и не имеют встроенной (нативной) поддержки DSD.

Вот что я обнаружил:

  • macOS — DSD только через DoP, поддержка DSD64 и DSD128.
  • Linux* — DSD через DoP или нативный DSD, поддержка DSD64 и DSD128 через DoP***, поддержка DSD64, DSD128 и DSD256 через воспроизведение нативного DSD.
  • Windows** — DSD через DoP или нативный DSD, поддержка DSD64 и DSD128 через DoP***, поддержка DSD64, DSD128 и DSD256 через воспроизведение нативного DSD.

* Нативный DSD требует наличия обновления Linux. У моей Sonore microRendu имеется обновление, подключающее поддержку нативного DSD на своей сборке Linux, но остальные системы на Linux скорее всего его еще не имеют.

**Bryston рекомендует использование драйвера ASIO установленного в составе пакета драйверов для Windows. WASAPI поддерживает только DoP, без нативного DSD.

*** Для обработки DSD256 через DoP, ЦАП должен поддерживать PCM на частотах 705,6 кГц или 768 кГц. BDA-3 пока имеет ограничение в 384 кГц.

 

На протяжении написания обзора я использовал Bryston BDA-3 совместно с предусилителям Constellation Audio Inspiration Series 1.0, моноусилителями Constellation Audio Inspiration Series Mono 1.0 и Sonore microRendu для подачи сигнала через USB.

Прослушивание

Miles: «When you see a red light on, everybody’s supposed to be quiet» Rudy: «Here we go, Miles» Miles: «All right» Вступление на пианино, прерываемое свистом Майлса. Майлс: «Play some block chords, Red. All right, Rudy? Block chords, Red…»

Некоторые из вас узнают эти слова сразу же, другие – узнают после того, как услышат музыку, а остальные не будут иметь ни малейшего понятия, о чем я сейчас пишу. Цитаты свыше происходят из знаменитого диалога между Майлсом Дейвисом, Редом Гарлендом и Руди Ван Гелдером во время звукозаписывающей сессии в 1956. С моей стороны было бы большим неуважением к недавней кончине Руди, если бы я не послушал некоторые из его записей на Bryston BDA-3.

Диалог выше предшествует треку «You’re My Everything» с альбома «Relaxin’ with the Miles Davis Quintet». Прекрасная реверберация блок-аккордов от Реда Гарленда на данном треке с последующей несравненной трубой от Майлса звучали на BDA-3 великолепно. Место звукозаписи, расположенное по 25 Prospect Avenue в Хакенсак, штат Нью-Джерси, в доме у родителей Руди Ван Гелдера, при воспроизведении на моей системе может быть услышано и даже, буквально, увидено. Если бы я не знал о строгом запрете курения в студии Ван Гелдера, я бы дал зуб на отсечение, что во время записи в студии все было наполнено дымом. Слушая данную запись на по-настоящему хорошей системе можно почувствовать себя там и перенять всю творившуюся там атмосферу, насколько это вообще возможно 60 лет спустя. Может в этом заключаются приятные особенности хороших систем, таких как BDA-3, что мы можем представить задымленный воздух и почувствовать обстановку, не важно, как оно было на самом деле, и если все было так – то без нежелательных последствий. В конце концов, Хай Энд системы – они для создания иллюзий.

Что я отметил в звучании Bryston BDA-3 особенно, так это ощущении удачной реализации полупроводниковой технологии. Нет ни намека на характерное для ламповой техники звучания. Конечно, ничего из вышеперечисленного и не должно быть слышно через полупроводниковые устройства от Bryston, но какого же будет ваше удивление, если вы вслушаетесь в продукты других вендоров. Некоторые из этих производителей известны своим желанием угодить клиентам, которые жаждут получить ламповое звучание (без связанных с лампами забот) с помощью полупроводниковой электроники, Bryston к ним не относится. Если четкая и чистая работа и надежность полупроводников вам по душе, то Bryston BDA-3 может оказаться вашим ЦАПом.

Слушая еще одну запись Руди Ван Гелдера, альбом «Standard Coltrane» от Джона Колтрейна, я снова был удовлетворен звучанием, исходившим от Bryston BDA-3. Начальные ноты Колтрейна с «Don’t Take Your Love From Me» шли, как по маслу и ублажали слух, это – потрясающее. На протяжении всего времени с 9-минутного трека Колтрейн продолжал зачаровывать, а BDA-3 – строго выполнять свою работу по точной передачи записи. ЦАП с более ровным звучанием сделал бы данный трек невыносимым для прослушивания; ЦАП с противоположной проблемой мог бы полностью похоронить особую тональность саксофона. Саксофон на этом треке слышится исключительно из левого канала, в то время как остальная часть оркестра – из правого. Данная запись не обладает особой атмосферностью, и точно так ее и передает Bryston BDA-3.

Двигаемся далее от поздних записей Руди Ван Гелдера к моему последнему увлечению – альбому «Astral Weeks» от Вана Моррисона. Данный альбом, загруженный в высоком разрешении, стал основой в списках воспроизведения моих Roon / JRiver / Aurender. Трек «Madame George» является 10-тью минутами чистой звуковой радости, проносящейся через BDA-3 и мою систему Constellation Audio. Голос Вана переключается от твердой артикуляции к слабому бормотанию, когда из него вырываются слова песни, но в целом вся вокальная партия наполнена эмоциями. Они могут быть потеряны при произведении на других ЦАПах. Bryston BDA-3 помогает почувствовать эмоции в голосе Вана, полностью погрузившись в его повествование о том, как он оставлял будущее позади. Дополнением к эмоциональному рисунку в «Madame George» имеется превосходная струнная секция. Через BDA-она сдвигается с позиции поддержки голоса Вана к позиции великолепных и крайне пронзительных соло. Bryston BDA-3 чудесным образом позволяет передать как чистоту звучания, так и масштаб струнной секции.

 

Если бы мне кровь из носа надо было найти пару недостатков в BDA-3, я бы сказал, что ЦАПу не хватает законченности в голографическом представлении и детализации на низкой громкости. К несчастью, тот уровень, о котором я сейчас говорю, начинается с 20,000+ долларов. Bryston BDA-3 по цене 3,495 долларов выполняет все то, что должен выполнять «сферический ЦАП в вакууме», но при этом дает возможность клиентам закупить много хорошей музыки на сэкономленные деньги»

Теперь немного другой музыки – Metallica. Недавно я присутствовал на шоу Metallica у себя в Миннеаполисе на US Bank Stadium. И это было одним из лучших шоу из когда-либо виденных мной, хоть звук был и не таким звездным. Мой обновленный энтузиазм сподвигнул меня на поиски альбома в максимально хорошем качестве… «And Justice For All». Это мой любимый альбом у Metallica, прямо в центре между их ранним треш-металлом и поздним перепродюссированным поп-металлом. Мне удалось найти копию золотого издания альбома на лейбле Globus International, эксклюзивно для Чехословакии. Релиз от Globus обладал динамическим диапазоном в 12 единиц. А для альбомов Metallica это редкость. Группа славится победами в «войне громкости» с экстремально низким коэффициентом динамического диапазона и плохим качеством звука. Имея в своей системе BDA-3, я вывернул громкость для трека «One». Metallica – это блюдо, которое лучше подавать громким. Открывающая композицию гитара как обычно звучала хорошо, но после вступления барабанной установки Ларса звук стал невероятным. Большой барабан создал серьезное давление в моей комнате. А остальные барабаны обрели рисунок, который я прежде не слышал. Гитарный кранч, классический знак Metallica, тоже звучал великолепно, но именно барабаны – вот что подняло звук до небес. Даже на протяжении 2-минутной инструментальной заминки, барабаны и гитара обладали ясным очертанием, один передавал другому дополнительное звучание, все это вместе некоторые слушатели назвали бы ужасным шумом. С помощью Bryston BDA-3 данный альбом от Metallica зазвучал так, как я хотел, чтобы Metallica звучала в моих система на протяжении всех этих лет.

Заключение

В сфере IT существует поговорка «Еще никого не уволили за выбор IBM». Хоть эта поговорка и не первой свежести, в области Hi-Fi я бы решился на предположение, что еще никого не уволили за выбор Bryston. Говоря это, я имею в виду, что клиенты Bryston счастливы как по поводу самих продуктов фирмы, так и по поводу компании. Никто не может представить себе клиента Bryston, жалующегося на плохое качество товара или ужасный сервис. Bryston несет этот крест уже с далекого 1962 и является легендой из-за уровня предоставляемого сервиса. На BDA-3 распространяется 5-летняя гарантия. Для цифрового продукта в этом быстро изменяющемся сегменте индустрии это очень неплохо. В дополнение к классу и постоянству, Bryston дает еще и качество звука. Новый флагманский BDA-3 DAC может взять лучшее у любимой музыки и с чувством передать с самые страстные композиции. На протяжении всего обзора я наслаждался чистыми, четкими деталями, воспроизводимыми BDA-3. ЦАП обладает возможностью воспроизводить музыку, начиная от олдскульного джаза, заканчивая современным хэви-металлом и всем, что лежит между ними. Тем же, кто присматривает ЦАП для смягчения звука или для добавления сладости в звучание, стоит присмотреться к другим моделям. BDA-3 дает нейтральный и верный звук, полностью соответствуя своей полупроводниковой схемотехнике. Здесь вы не встретитесь со смягчением звука или с расширением звуковой сцены. В Bryston BDA-3 воплощено все то, что длительное время желали поклонники – великолепное качество и великолепный звук от отличной компании.

Используемое оборудование:

  • Источники: Aurender N10, Sonore microRendu, MacBook Pro (под управлением Windows 10)
  • ЦАПы: Berkeley Audio Design Alpha DAC Reference Series 2, Mytek Digital Brooklyn
  • Конвертер: Berkeley Audio Design Alpha USB
  • Усилители мощности: Constellation Audio Mono 1.0 / Monoblock Power Amplifiers
  • Предусилитель: Constellation Audio PreAmp 1.0
  • Акустика: TAD Labs CR1 Compact Reference
  • Софт для дистанционного управления: JRemote, Roon Remote
  • ДУ: iPad Air 2
  • Программные плееры: Roon, JRiver Media Center
  • NAS: Synology DS1812+, CAPS v4 Cortes Server
  • Аудио кабели: Wire World Platinum Eclipse 7 Interconnects (XLR & RCA), Wire World Platinum Eclipse 7 Speaker Cables, Wire World Platinum Starlight 7 Digital Cables,
  • USB-кабели: Wire World Platinum Starlight 7 USB 2.0, AudioQuest Diamond USB 2.0, Nordost Purple Flare USB 2.0
  • Сетевые кабеди: ALO Audio AC6 Power Cables
  • Ethernet-кабели: AudioQuest Vodka Ethernet Cables throughout system
  • Сеть: Cisco SG200-26 Switch, Baaske MI-1005 Ethernet Isolator, Apple AirPort Extreme, Calix 716GE-I Optical Network Terminal, ZyXEL C1100Z modem / router, CenturyLink 1 Gbps download / upload

По материалам издания Computeraudiophile

 

 

Описание Bryston BDA-2

ВНИМАНИЕ! ЦЕНА ПО АКЦИИ! РАСПРОДАЖА ОСТАТКОВ СКЛАДА! Цифро-аналоговый преобразователь, архитектура ЦАП: 2 х 32Bit AKM, повышающая дискретезация: 176.4/192 кГц, форматы: 16-24-бит, 44-192 кГц (PCM и USB), разделенные цепи питания и сигнальные пути, аналоговый усилитель на дискретных элементах Class A, цифровые входы: 1 х USB Class 2, 4 x SPDIF (2 BNC, 2 RCA), 2 x Optical (TOSLINK), 1 х AES/EBU, аналоговые выходы: 1 x RCA, 1 x XLR, габариты: 432 х 70 х 292 мм, вес: 5,6 кг, варианты цветов: черный, серебристый. Последующее развитие первого ЦАПа от Bryston стало называться BDA-2. Этот ЦАП теперь может принимать аудиопоток High Resolution и на USB. Чипы производства Crystal заменены на два 32-битных AKM, которые оказались более интересные в данном сочетании электронных компонентов. Традиционно для Bryston есть возможность заказать ЦАП в корпусе 17” или 19” ширины и чёрного или серебристого цвета. Что касается аудио выходов, то он имеет как балансный XLR, так и небалансные RCA выходы на задней панели. Программное обеспечение преобразователя может обновляться через интерфейс RS-232, что делает его самым гибким высокопроизводительным ЦАП на рынке.
ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ: Интернет журнал Hi-Fi.ru

В двухблочный источник Bryston второго поколения, который вышел через пару лет после первой версии, входят цифровой проигрыватель, оснащенный множеством разъемов USB, портом для жестких дисков и гнездами Ethernet, но не имеющий собственного ЦАПа, и внешний цифроаналоговый преобразователь (кстати, сделанный специально к юбилею фирмы), способный работать и напрямую с компьютером по USB.

 


Новые компоненты подорожали по сравнению с предшественниками (Bryston BDP-1 и BDA-1 стоили порядка 100 тысяч руб. за модуль). Однако у плеера BDP-2 несколько расширена коммутация (добавлены порты USB и еще одно интернет-гнездо) и практически решена проблема длительного, до 10 минут и более, зависания при считывании объемных жестких дисков (см. наш обзор BDP-1 годичной давности). Также здесь реализована очень четкая и удобная навигация прямо с передней панели по директориям (причем любой степени вложенности — любопытства ради я дошла до 4-го уровня вложенных поддиректорий, не испытав никаких проблем с запуском треков или моментальным возвратом на верхние уровни). Что касается ЦАПа BDA-2, то его внешняя оснащенность осталась такой же, как и у первой версии, а вот чипы цифроаналоговых преобразователей сменилось с двух 24-битных Crystal CS-4398 на пару 32-битных AKM 4399. С моей точки зрения, это весьма благотворно сказалось на звучании аппарата, протестированного как в паре с цифровым плеером, так и отдельно, по собственному USB-входу и через цифровое балансное подключение, с использованием нашего тестового Bryston BCD-1 в качестве CD-транспорта.

 

 

Как и у прошлой модели, слово «цифровой» в названии проигрывателя BDP-2 призвано подчеркнуть факт отсутствия обычного CD-транспорта. Плеер воспроизводит файлы с внешних накопителей, подключаемых через шесть портов USB (два «слаботочных» для флешек на передней панели и четыре сзади, специально для жестких дисков), либо с винчестера с независимым питанием, подсоединенного по eSATA. Максимальный объем накопителей ограничен 1 Тбайт, хотя на случай необходимости использовать большие диски компания предлагает взять два 500-гигабайтных — для лучшего функционирования. Два гнезда гигабитной сети Ethernet предназначены для включения аппарата в домашнюю локальную сеть, чтобы можно было управлять контентом через компьютер, планшет или различные портативные гаджеты (для беспроводного соединения с последними потребуется установить Wi-Fi-роутер с проводным подключением к BDP-2). В отличие от своего предшественника проигрыватель может обращаться к файловому серверу NAS и поддерживает протокол UPnP / DLNA, а значит, способен использовать фонотеку, хранимую в сети. Реализован он на доработанной платформе Intel Atom под OS Linux (в кругу компьютерно ориентированных аудиофилов это направление становится очень популярным). «Музыкальный компьютер» обладает памятью в 8 раз большей, чем было у BDP-1, и улучшенным источником питания. Цифроаналоговый преобразователь BDA-2 по традиции оснащен раздельными блоками питания для цифровой и аналоговой частей и имеет выходные контуры на дискретных элементах. Алюминиевые корпуса обоих модулей сделаны в едином стиле, габариты их одинаковы. Пара небольших изменений во внешности, по сравнению с нашим BCD-1, коснулась управляющих кнопок на передней панели (они стали крупнее и удобнее) и светодиодов, которые обрели более приятный изумрудный оттенок. Фирменный универсальный пульт ДУ BR-2 доступен как опция. Многочисленные продвинутые способы управления контентом (при подключении к домашней сети) с помощью iPhone, iPod Touch, iPad, а также планшетов под Android и PC реализуются при установке фирменного софта (бесплатно скачивается на сайте Bryston). В каждой коробке с аппаратами имеется флеш-карта: с проигрывателем — подарочная, с 24 музыкальными треками в высоком разрешении, а с ЦАП — с драйвером для PC под Windows для их воспроизведения (владельцам «Маков» ничего делать не надо).

 

 

На лицевой панели ЦАПа BDA-2 есть кнопка отключения передискретизации входящего сигнала (восьмикратный синхронный апсемплинг до 176,4 либо 192 кГц, для исходных 44,1 и 48 кГц). Наши первые эксперименты с ее отключением показали нежелательность подобных действий, во всяком случае при прослушивании сложной классической музыки. С максимальной передискретизацией края частотного диапазона обрисовываются четче и острее, с лучшей атакой, мелкие ритмические последовательности выравниваются, планы в симфонических записях выстраиваются глубже и в правильной манере. Поэтому на протяжении основной части теста мы держали эту кнопку включенной. Что касается звучания пары в целом, то можно заметить, что вклад плеера BDP-2 достаточно явно уводит звук от прошлой фирменной концепции, отлично известной по BCD-1. Любителям почерка и подачи старого Bryston окажется ближе BDA-2, хотя он тоже играет более округло по сравнению с нашим тестовым плеером. От былой четкости, заостренности и некоторой сухости тембров, при подчеркнутой детальности и раздельности инструментальных линий («увеличительное стекло» для технических деталей), мы переходим тут к более мягкой и немного затушеванной подаче и к приглушению акцентов (в том числе на шумах воспроизведения). BDP-2 добавляет еще больше мягкости, плотности и нижнего баса (в заметной степени), но также чуть снижает сфокусированность звука.

 

 

Результаты измерений

 

 

Измерения цифрового плеера Bryston BDP-2 и ЦАПа Bryston BDA-2 проводились комплектом на небалансном выходе последнего устройства. Сигнал между компонентами передавался через коаксиальный интерфейс. В этом случае нелинейность частотной характеристики в полосе звуковых частот не превышает 0,13 дБ (рис. 1), да и то лишь за счет спада в верхней октаве. Разбаланс каналов пренебрежимо мал — 0,08 дБ. Спектр выходного сигнала демонстрирует малый уровень интермодуляционной составляющей в слышимом диапазоне (0,009%) и хорошее подавление комбинационных составляющих в надтональной области (рис. 3). Продукты нелинейных искажений проявляются слабо (рис. 2, спектр 1 кГц 0 dBFS). Значение КНИ для рассмотренного случая не превышает 0,001%. Отношение сигнал/шум — 113 дБ. Выходное сопротивление (75 Ом) остается стабильным во всем диапазоне звуковых частот. Взаимопроникновение каналов ничтожно мало, не больше –110 дБ на 10 кГц. Максимальный уровень сигнала на выходе при нагрузке 50 кОм равен 1,94 В.

Паспортные данные:

Тип – цифровой аудиопроигрыватель | Название – Bryston BDР-2 | Цифровые форматы – 16—24 бит / 32—192 кГц; AIFF, FLAC, WAV, MP3, M4A, OGG | Аудиовходы – USB 2.0 (6), eSATA, Gigabit Ethernet (RJ-45) (2) | Аудиовыходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровой коаксиальный BNC | Габариты, см – 43,2 x 6,98 x 28,2 | Масса (в упаковке), кг – 6,9 Тип – цифроаналоговый преобразователь | Название – Bryston BDA-2 | Тип преобразователя – двойной, 192 кГц / 32 бит, AKM 4399 | Цифровые форматы – 16—24 бит / 32—192 кГц | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню ±0,1 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – 140 | Гармонические искажения + шум, % – 0,002 | Интермодуляционные искажения, % – 0,0003 | Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровые коаксиальные RCA (2), цифровые коаксиальные BNC (2), цифровые оптические TosLink (2), USB 2.0 | Аудиовыходы – стереопара RCA, стереопара XLR, цифровой коаксиальный RCA | Габариты, см – 43,2 x 6,98 x 29,2 | Масса, кг – 5,44

Цифровая аудиофилия. Цифровой проигрыватель / ЦАП Bryston BDP-1 / BDA-1

Начну с банальности: времена меняются. Твердокаменные аудиофилы упрямо твердят, что звук должно писать только в аналоговом виде, и продолжают перепахивать грампластинки алмазным плугом звукоснимателя. Вместе с тем все больше появляется и ценителей качественной «цифры» высокого разрешения — их паролем становится «24/96» или даже «24/192», т.е. Аудиопоток 24 бита/192 кГц. Однако звуковая ориентация этих людей настолько нетрадиционна, что соответствующие записи ни на каких носителях не выпускаются — хотя в спецификации Blu-ray возможность чтения потока 24 бита/192 кГц предусмотрена. Слава богу, есть мощная «народная альтернатива»: интернет, где подобных файлов — тысячи. Происхождение и собственно качество такого «аудиосамогона» оставим за рамками статьи. Важно, что спрос рождает предложение, и наоборот. Однако до недавнего времени для чтения файлов 24/96 или 24/192 звуколюбу приходилось сооружать сложный аудиокомплекс на основе компьютера — устройства, разработчикам которого вряд ли даже известны такие термины, как взаимопроникновение или перекрестные помехи. Соединить в одном устройстве аудиовозможности компьютера с аудиофильским качеством звучания и призван дуэт компонентов канадской компании Bryston, знаменитой своим бескомпромиссным подходом к конструированию. В первую очередь процесс превращения цифрового файла в звук был разбит на два этапа — первичную обработку данных (прием, декомпрессию сжатых форматов, организацию поиска нужного файла в массиве) и цифроаналоговое преобразование. За каждый отвечает отдельное устройство (на фирме Bryston сторонятся подхода «все в одном», насмешливо именуя его «методом Викторинокс» по названию фирмы, выпускающей ножички с множеством лезвий).


На тыловой стенке плейера BDP-1 безраздельно властвуют цифровые разъемы — от USB и Ethernet’a до балансного AES/EBU. ЦАП BDА-1 оборудован, разумеется, и аналоговыми выходами, как несимметричными, так и балансными. Не забыты и управляющие входы.

Таким образом удается свести наводки и помехи к минимуму. В результате мы имеем устройства, о которых и идет речь — проигрыватель и ЦАП. Оба имеют элегантный, но деловой дизайн, подчеркивающий примат функциональности над внешностью (конек фирмы Bryston). Перед проигрывателем BDP-1 стоит задача найти нужный пользователю файл на подключенном по интерфейсу USB устройстве хранения данных, будь это «флешка» или HDD, преобразовать его в РСМ-сигнал и подать на ЦАП. Видеоцепи не предусмотрены, поиск осуществляется по флуоресцентному дисплею на фасаде проигрывателя посредством курсорных кнопок. Внутри BDP-1 установлен микрокомпьютер, работающий на Lunux’e (он грузится в режиме read only, поэтому зависнуть практически не может). Компрессированные файлы MP3/WMA декодируются, файлы высокого разрешения (до 24 бита/192 кГц в формате AIFF, FLAC или WAV) просто преобразуются в PCM. Устройство работает с четырьмя USB-источниками, а также может подключаться к домашней сети через разъем Ethernet. Возможно внешнее управление по интерфейсу RS-232, есть вход/выход триггера 12 В, позволяющий плейеру включать и выключать ЦАП или другую технику, а также «просыпаться и засыпать» по сигналу извне.

Поскольку BDP-1 не оборудован встроенной памятью, необходимо использовать внешний накопитель. В линейке фирмы Bryston таких устройств два: флешкарта и жесткий диск объемом 1 Тб. Разумеется, можно использовать и стандартные USB-устройства.

 

Передавать информацию на ЦАП можно как по несимметричной шине (сигналу SPDIF, выводимому на гнездо BNC), так и по балансной (AES/EBU, разъем XLR). Разработчики гарантируют защиту от потерь при передаче и минимальный джиттер. Дело в том, что BDP-1 получает непосредственный доступ к файлам без стриминга по сети. Он лишь управляется по Ethernet’у. Также проигрыватель подчиняется командам с фирменного пульта ДУ BR-2 (опция). А что же ЦАП? Он не только превращает «цифру», но и по желанию владельца увеличивать частоту дискретизации. Разумеется, BDA-1 способен работать с несколькими источниками цифрового сигнала. На его заднюю панель выведены четыре коаксиальных и два оптических входа, балансный AES/EBU и USB-вход. Есть и выход SPDIF, позволяющий организовать сквозной цифровой канал. Аналоговый сигнал выводится в несимметричном (2хRCA) и балансном (2хXLR) виде. Эти разъемы позолоченные, на них подается сигнал с предусилительных каскадов, выполненных на дискретных элементах. Установить новую версию программного обеспечения можно при помощи интерфейса RS-232. Результат столь солидного подхода налицо. Пожалуй, впервые запись МР-3 один из наших экспертов-слухачей принял за CD-DA и долго не мог поверить своим ушам. Не скажу, что увеличение частоты дискретизации приводило к драматическому улучшению качества, но определенная резкость, присущая CD-записям, несколько сглаживалась при их прослушивании в варианте 24/192. Если вы предпочитаете музыку «из паутины» и у вас есть несколько «лишних» тысяч долларов, чтобы дополнить этот комплект достойным усилителем и акустикой, вы нашли свое аудиосчастье.

Внимательный читатель заметил, что данные измерений не соотнесены с аппаратами. Это неспроста — результаты характеризуют совместную работу устройств. Иными словами, цифровой сигнал с флеш-карты подавался на вход проигрывателя BDP-1, а итоговый аналоговый снимался с балансных выходов BDA-1. Что же получилось? Неравномерность АЧХ низкая — всего 0,24 дБ, причем львиная ее доля приходится на края диапазона, где полезной информации почти нет. Дисбалансом каналов и вовсе можно пренебречь, поскольку его величина составляет всего 0,01 %. График отклика на одиночный импульс красноречиво свидетельствует о том, что фаза входного сигнала на выходе не инвертируется. Спектр выходного сигнала практически чист от паразитных наводок и искажений. Фильтр в ЦАП’е достаточно простой, о чем говорит отклик на прямоугольный импульс. Значит, никаких дополнительных искажений фильтр не внесет.

 

 

Двое из ларца

Двое из ларца

Цифровой проигрыватель Bryston BDP-1 и ЦАП Bryston BDA-1

Цена — 96 224 руб. (за каждый аппарат)

Интерфейс USB, которым оснащается любой универсальный мультимедийный проигрыватель, с завидным упорством игнорировался изготовителями специализированных сетевых плееров, ориентированных на воспроизведение аудио. Компания Bryston решила круто изменить ситуацию

Правильным подходом к построению системы высшего класса считается максимальная специализация отдельных ее компонентов — транспорта оптических и виниловых дисков, ЦАПа и фонокорректора, предварительного усилителя, мощника, акустики. А эти составляющие тоже могут в свою очередь быть многокомпонентными и делиться на более мелкие элементы — здесь на сцену выходят внешние тактовые генераторы для цифровой техники и вынесенные в отдельные корпуса блоки питания. И вопрос не столько в том, что, к примеру, пара «транспорт — ЦАП» априори будет лучше любого CD-проигрывателя; вся соль — в обеспечении максимальной гибкости комплекса, совершенствовать который можно поэтапно и до бесконечности. Сколько переживаний, сюрпризов и открытий подарит мучительный подбор оптимального именно с вашей точки зрения тандема «транспорт — ЦАП»! По эмоциональному накалу этот процесс куда драматичнее выбора готового проигрывателя. Но если транспортов оптических дисков предлагается вполне достаточно, а для современных виниловых проигрывателей использование внешнего фонокорректора вообще норма, то в динамично развивающейся области мультимедиа стрим-плеер обычно объединяет в себе цифровой блок, отвечающий за собственно работу с аудиофайлами, и конвертер цифровых данных в аналоговую форму. Однако почему бы и здесь не применить менее склонный к компромиссам подход?

Канадская компания Bryston в этой новой для себя сфере решила не отходить от классической концепции раздельных компонентов, тем более что в ее номенклатуре уже был очень приличный цифроаналоговый преобразователь Bryston BDA-1. Поэтому при проектировании модели BDP-1 для воспроизведения аудиофайлов ее с самого начала лишили аналоговой части, а дизайн корпуса максимально приблизили к ЦАПу. Но разное время появления этих моделей на рынке отразилось на небольших расхождениях в деталях, что слегка нарушает целостность внешнего облика этого тандема, а ведь оба девайса созданы друг для друга не только в переносном, но и в прямом смысле. К примеру, при переводе аппаратов в режим standby светодиод над выключателем питания Bryston BDA-1 гаснет, а у BDP-1 меняет зеленый цвет на красный. Кроме того, проигрыватель оснащен информационным люминесцентным дисплеем, а ЦАП довольствуется двумя рядами светодиодов, отображающих характеристики входного сигнала. Безусловно, это мелочи, которые совершенно не влияют на качество звучания, однако при оценке аппаратов такого высокого уровня обращаешь внимание даже на них. Впрочем, даже между близнецами всегда можно найти небольшую разницу. Одной из самых сложных проблем, с которой я столкнулся в процессе работы над материалом, было вот что: как, собственно говоря, правильно классифицировать Bryston BDP-1? Величать «транспортом» (по аналогии с CD-проигрывателями) было бы некорректно — в его конструкции нет ни единой подвижной детали, а понятие «проигрыватель» давно уже застолблено за устройствами, имеющими ЦАП. Кроме того, назвать это устройство сетевым тоже нельзя, несмотря на наличие в коммутационном арсенале порта Ethernet. В итоге я решил не изобретать велосипед и заимствовал термин у . Почему не сетевой и не стрим-плеер? На этом стоит остановиться подробнее. Дело в том, что на роль источника мультимедийного контента для своего детища инженеры Bryston выбрали внешние накопители с интерфейсом USB – жесткие диски либо флеш-карты. То есть они реализовали то, о чем давно мечтали владельцы сетевых аудиопроигрывателей, для которых подобный функционал не предусмотрен. Но зачем было лишать аппарат возможности получать материал с сетевых хранилищ, сертифицированных DLNA? При том, что на борту Bryston BDP-1 есть порт Ethernet, позволяющий интегрировать компонент в локальную сеть? И тем не менее здесь эта возможность используется лишь для управления воспроизведением с рабочей станции, портативного компьютера или смартфона. Понятно, что бродить по иерархии директорий, используя однострочный дисплей на лицевой панели, крайне неудобно. А значит, нужен иной способ, который без сетевого подключения будет неосуществим. В итоге модель предоставляет несколько вариантов навигации — посредством кнопок и дисплея на фасаде, при помощи опционального пульта ДУ Bryston BR2 (и ориентируясь все на тот же маленький дисплей, поскольку видеовыхода для подключения к телевизору здесь нет) или с любого компьютера в домашней сети (в том числе планшетов или смартфонов), интегрированного в сеть беспроводным образом и играющего роль продвинутого ПДУ. Для этого в BDP-1 зашиты две программы — Bryston MAX Desktop Player для компьютеров и ноутбуков и Bryston MINI Player, ориентированная на портативные гаджеты. Но и работа с внешними USB-накопителями, для подключения которых есть пара портов на лицевой панели и пара на задней стенке корпуса, вызвала вопросы. Во-первых, из двух оказавшихся у меня под рукой жестких дисков и трех флешек аппарат готов был взаимодействовать лишь с одним винчестером и одной флешкой. Причем переформатирование в разных системах не помогло решить проблему. Очевидно, имела место какая-то аппаратная несовместимость. Во-вторых, что можно отметить в качестве особенности устройства, Bryston BDP-1 не записывает результаты сканирования директорий в собственную базу данных на этом же носителе, как часто поступают мультимедийные проигрыватели, а хранит ее в своей оперативной памяти. В результате процесс сканирования повторяется при каждом подсоединении накопителя или при каждом включении питания. И если объем данных (точнее даже, количество файлов) на диске велико, то процесс затянется. Так, мой HDD объемом всего 300 Гбайт сканировался чуть меньше десяти минут. А ведь плеер способен работать с накопителями до 1 Тбайт! Предположу, что анализ содержимого такого диска, если он плотно заполнен данными, может занять до получаса. Впрочем, можно просто не выключать питание девайса – для компьютерной техники это вполне нормальный режим работы. Правда, в этом случае остается проблема пополнения коллекции новыми записями, для чего накопитель все-таки придется отключать от проигрывателя. Аппарат может быть интегрирован в модные ныне системы «умного дома», для чего на коммутационной панели есть порт RS-232, а также 12-вольтовый вход и выход триггеров.

 

К списку поддерживаемых форматов никаких претензий не возникло. Особенно порадовало умение Bryston BDP-1 воспроизводить записи высокого разрешения вплоть до 24 бит / 192 кГц — причем как в формате WAV, так и во FLAC и даже Apple Lossless. Стоит лишь пожалеть, что плеер незнаком с файлами структуры .cue, позволяющими хранить альбомы в одном файле без потери информационного наполнения и возможностей навигации. Однако надеемся, что этот функционал будет добавлен в новых версиях прошивки. В основе ЦАПа Bryston BDA-1 лежат мультибитные преобразователи CS-4398 Crystal DAC компании Cirrus Logic. Кроме обычных цифровых интерфейсов аппарат оснащен портом USB, позволяющим его использовать в качестве внешней звуковой карты для персонального компьютера или ноутбука. Грамотное раздельное питание аналоговой и цифровой части компонента и выходной каскад, работающий в чистом классе A, обеспечивают очень комфортное звучание, отличающееся высокой достоверностью и большим вниманием к деталям. Звуковое полотно воспринимается как единое целое, и в то же время сцена четко эшелонирована, а каждому музыканту отведено на ней конкретное место. Верха в меру колючи, бас быстр и собран.

Результаты измерений

Основное влияние на результаты измерений этой системы оказывает аналогово-цифровой конвертер Bryston BDA-1. Его аудиотракт отстроен безупречно, и предъявить какие-либо претензии в адрес этого компонента сложно. Разница в уровнях сигнала между левым и правым каналом не превышает 0,01 дБ. Неравномерность амплитудно-частотной характеристики проявляется лишь в виде незначительного спада на краях звукового диапазона и не превышает 0,14 дБ (рис. 1). Верхняя граница полосы пропускания сигнала по уровню –3 дБ значительно перекрывает слышимую область и составила 56 кГц. Коэффициенты нелинейных и интермодуляционных искажений сигнала находятся на уровне тысячных долей процента в широком диапазоне значений уровня выходного сигнала (рис. 2). Его максимальная величина на небалансном выходе достигает 2,4 В. Выходное сопротивление составляет 70 Ом. Взаимопроникновение сигнала между каналами нам зафиксировать не удалось. Отношение сигнал/шум не ниже 114 дБ.

Паспортные данные: Тип – цифровой проигрыватель | Название – Bryston BDP-1 | Воспроизведение – WAV, FLAC, AIFF, MP4A, OGG, MP3 | Частота дискретизации, кГц – до 192 | Кодирование, бит – до 24 | Обмен данными – USB 2.0 (4) | Внутренние накопители – нет | Аудиовыходы – цифровой коаксиальный BNC-S/PDIF, AES/EBU | Дополнительно – триггер 12 В (вход и выход) | Габариты, см – нет данных | Масса, кг – нет данных

Тип – цифроаналоговый преобразователь | Название – Bryston BDA-1 | Частота дискретизации, кГц – 32, 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4, 192 | Кодирование, бит – PCM, 24; 16 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (+/-0,1 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – –140 | Гармонические искажения, % – 0,002 | Обмен данными – USB 2.0 (slave) | Аудиовходы – цифровые коаксиальные S/PDIF-RCA (2), цифровые коаксиальные S/PDIF-BNC (2), цифровые оптические Toslink (2), AES/EBU | Аудиовыходы – стереопара RCA, стереопара XLR, цифровой коаксиальный | Дополнительно – вход триггера 12 В, RS-232 | Габариты, см – 43,2 x 4,4 x 28.6 | Масса, кг – 8.2

Оценки: Дизайн — 90% Звучание — 95% Функциональность — 80% Эргономика — 85%

Итоговая оценка — 90%

Плюсы: комфортное и точное звучание, солидная конструкция, богатая коммутация у ЦАПа Минусы: скромная функциональность проигрывателя, необходимость повторного сканирования накопителей

 

Вывод: Двое из ларца оказались одинаковыми лишь с лица. В этой паре лидер очевиден, а напарнику есть куда расти — большинство мелких недочетов можно исправить в новых версиях прошивки

Анатолий Максименко

Редакция Hi-Fi.ru

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *