Интегральный усилитель Audia Flight FL Three

Интегральный усилитель — компонент, как правило, компромиссный, рассчитанный на массовую аудиторию. По чисто техническим соображениям реализовать серьёзную конструкцию в компактном корпусе очень непросто, поэтому подтвердить правило исключением под силу лишь опытным производителям.

 

Главной проблемой в интегральных конструкциях становится нежелательное взаимодействие между различными частями тракта и наводки со стороны источника питания. В современных усилителях она стоит более остро из-за наличия дисплея и системы дистанционного управления — этот сервис, безусловно, необходим, но цифровые схемы генерируют помеху, которая всеми возможными путями стремится проникнуть в звуковые цепи.

Усилитель Audia Flight Three изначально задумывался как продвинутый аппарат, сочетающий удобства с аудиофильским качеством звучания, поэтому в нём используются наиболее эффективные решения из всех возможных.

Начну с того, что в этой модели два тороидальных трансформатора. Большой, 400-ваттный, обеспечивает питанием усилительные каскады, а другой, поменьше — цепи управления и флуоресцентный дисплей. Опционно в эту модель можно установить плату фонокорректора MM/MC и асинхронный USB-конвертор, поддерживающий разрядность входных данных до 24 бит/192 кГц. Цифровой тракт в этом случае также будет питаться от вспомогательного трансформатора.

 

Чтобы полностью изолировать аудиосигнал от цепей управления, вся коммутация осуществляется с помощью миниатюрных реле, которые активируются через оптопары — за счёт этого осуществляется гальваническая развязка даже «земляных» шин.

В усилителе пять входов, и один из них — балансный. Любой из них выбирается хромированной кнопочкой на лицевой панели и подтверждается надписью на дисплее. Каждому источнику можно присвоить собственное имя и ввести с его клавиатуры пульта ДУ. С него же регулируется яркость свечения дисплея и задаются дополнительные рабочие режимы. В частности, предусмотрен BYPASS, когда сигнал подаётся сразу на оконечный усилитель, минуя регулятор громкости, или MONITOR — контроль записываемой фонограммы с выходов REC. При прослушивании через наушники выход на акустику отключается кнопкой SPEAKER OFF. Предусмотрен и выход Pre Out с предварительной секции, с него можно взять сигнал на внешний оконечник или активный сабвуфер.

Моторизованный регулятор громкости («синий» ALPS) также управляется с пульта, причём он автоматически возвращается в исходное положение после выхода из режима MUTE.

В нашей версии усилителя установлена плата универсального фонокорректора для работы с головками ММ и MC. Входное сопротивление и ёмкость задаются DIP-переключателями, спрятанными под крышкой на задней панели. Диапазон регулировок — от 7 до 1450 Ом для MC-картриджей и от 50 до 1800 пФ для MM. Усиление — 64 и 44 дБ соответственно.

 

Схемотехника оконечных каскадов симметричная, в выходных каскадах используются 200-ваттные комплементарные биополяры Motorola MJL1302 и MJL3281F (по одному в плече), а драйвер построен на MOSFET’ах IRF640/IRF9640. Очень похоже на гибридную схемотехнику, когда по амплитуде сигнал усиливается лампами (полевые транзисторы имеют схожие характеристики), а по мощности — транзисторами. Усилитель способен отдать 75 Вт при сопротивлении акустики 8 Ом и 125 Вт при 4 Ом.

Каналы питаются от отдельных обмоток трансформатора, собственного выпрямительного моста и конденсаторов фильтра ёмкостью 18000 мкФ для каждого плеча. Всё это расположено в непосредственной близости от выходных транзисторов, чем обеспечивается кратчайший путь прохождения тока. Имеется интеллектуальная система защиты, предохраняющая акустику при различных нештатных ситуациях.

Лицевая панель толщиной 15 мм отфрезерована из цельной алюминиевой заготовки, верхний кожух изготовлен из 2-миллиметровой стали. Сзади, помимо уже упомянутых линейных входов и выходов, расположены четыре позолоченных поста WBT и несколько служебных разъёмов для обновления прошивки и интеграции усилителя в систему с единой шиной управления.

Каждый экземпляр усилителя проходит 50-часовой прогон и полный набор тестов на фабрике. Перед прослушиванием рекомендуется дополнительный прогрев в течение 100 часов.

Для усилителей главным критерием считается энерговооружённость, поэтому в их описании мы стараемся указывать мощность трансформатора и ёмкость накопительных конденсаторов. От этого зависит, насколько естественно будет звучать музыка на пиковых всплесках уровня, особенно при совместной работе с «тугой» акустикой. Для подобного испытания мы выбрали диск [1], записанный с максимально допустимым цифровым уровнем. Несмотря на относительно невысокую выходную мощность, FL Three способен убедительно передать динамику симфонического оркестра. Переходы от пианиссимо к мощным крещендо даются усилителю легко, без малейшего намёка на компрессию или перегрузку. При этом акустика не передемпфирована — реверберации не обрываются, а естественным образом растворяются в атмосфере. Правильный масштаб звуковой картины создаётся и за счёт басового регистра, который уходит в инфранизкую область. На некоторых фрагментах видно, как «дышат» диффузоры акустических систем, но они отнюдь не бесконтрольны. Движение воздуха создаёт иллюзию большого зала, ощущение присутствия в нём. Отмечу и полную нейтральность усилителя, отсутствие малейшей вуали в верхнем диапазоне, стремление скрыть или, наоборот, подчеркнуть какие-либо нюансы. При этом звучание не страдает излишней аналитичностью, напротив, FL Three даже слегка оживляет чересчур холодные записи. Духовые инструменты звучат на редкость естественно, с массой тембральных оттенков и со всем богатством нюансов.

Теперь оценим динамику в чистом виде — по записи китайских барабанов на диске [2]. Удары резкие, но и не зажатые, диффузоры не выходят из-под контроля даже на самой нижней границе. Благодаря этому сложный ритмический рисунок кажется идеально выверенным, а игра музыкантов абсолютно синхронной. Тембры достаточно разнообразны, хотя звук деревянных брусков кажется несколько суховатым.

Пространственная картина близка к идеальной, виртуальные источники не привязаны к акустике, острота фокусировки сохраняется даже на удалённых планах.

И последнее испытание — на разборчивость. «Лайбах» [3] — мощный, плотный саунд с резкими динамическими контрастами. На некоторых треках явный перебор с реверберацией, из-за чего общая картина слегка теряет конкретные очертания. Усилитель передаёт всё очень точно, не добавляя артефактов, но и не скрадывает огрехи звукорежиссуры. Синтезированные тембры иногда звучат жёстко, но всегда — с высоким гармоническим разрешением. При изменении громкости характер звучания почти не меняется, сумбура и каши нет даже на пиковых уровнях. Мощно передаётся энергетическая составляющая, общий ритм, вибрации. Там, где нужно, усилитель груб и напорист, а где-то — пластичен и деликатен.

 

Архитектура усилителя охватывает сразу несколько эпох: наряду с фонокорректором в нём имеется цифро-аналоговый преобразователь

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • Carl Orff, «Carmina Burana». Mariinsky Records, 2011. Бескомпромиссная запись, сделанная российской компанией Burcev Audio в Мариинском театре
  • «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA, 1996. Набор композиций различных жанров, записанных с образцовым качеством. Позволяет выявить особенности звучания любого тракта
  • Laibach, «Anthems». 2 CD Mute, 2004. Запись с очень плотным насыщением звуковой сцены. Если в тракте есть даже малейшая компрессия, она будет заметна

КОМПОНЕНТЫ

  • CD-проигрыватель Electrocompaniet ЕСС1 ($149000)
  • Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
  • Кабели:
  • — межблочные балансные Neyton Bamberg NF 0,8 м (44010 руб.)
  • — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
  • — сетевые Neyton Nuernberg AC (28000 руб.), Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
  • Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)

ПРОФИЛЬ УЧАСТНИКА

Компания Audia Flight была основана в 1996 году в небольшом портовом городке недалеко от Рима опытными аудиоинженерами Масимилиано Марци (Massimiliano Marzi) и Андреа Нардини (Andrea Nardini). Их кредо при конструировании усилителей — максимально широкий рабочий диапазон и высокое быстродействие при минимальных динамических искажениях. В ходе исследований выяснилось, что традиционная обратная связь по напряжению даёт побочный эффект в виде «звона», который подмешивается к полезному сигналу и, кроме того, затягивает фронты резких импульсов. Соответственно, была разработана собственная схемотехника — полностью балансная, с токовой обратной связью. Эти принципы были положены в основу усилителя мощности Audia Flight 100, вышедшего в 1997 г. и ставшего первым коммерчески успешным продуктом компании. После положительных рецензий в прессе компоненты Audia Flight вышли на европейский, а затем и американский рынок.

Сейчас в каталоге компании Audia Flight три серии: Three, Classic и Strumento. В них входят интегральные, предварительные и оконечные усилители, CD-проигрыватели, а также фонокорректор с блочной конструкцией (на фото). В топовых моделях используется принцип «двойное моно» с раздельными силовыми трансформаторами для питания правого и левого каналов. Вся продукция изготавливается в Италии из отборных комплектующих, её заказывают не только дистрибьюторы Hi-Fi-техники, но и профессионалы — для оснащения современных звукозаписывающих студий.

Сухие цифры

  • Диапазон воспроизводимых частот, Гц (1 Вт, -3 дБ) 1 — 450000
  • Продолжительная выходная мощность, Вт
  • — на нагрузке 4 Ом 125
  • — на нагрузке 8 Ом 75
  • Коэффициент гармоник, % <0,05
  • Демпинг-фактор (8 Ом, 1 кГц) 400
  • Усиление, дБ 26
  • Отношение сигнал/шум, дБ >95
  • Входное сопротивление, кОм
  • — по входам RCA 51
  • — по входам XLR 30
  • Габариты, мм 420 х 420 х 90
  • Масса, кг 12
  • Цена, руб. 115500

Музыка воспринимается цельно, тембры акустических инструментов естественны, с минимальными упрощениями

 

Мощно, напряжённо, даже с каким-то подстёгивающим ритмом, но не грубо, во всём этом чувствуется даже какое-то изящество

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

Частотная характеристика фонокорректора Audia Flight FL Three

В целом коррекция соответствует стандарту МЭК (красная кривая), но после 5 кГц идёт почти на 1 дБ ниже. Плавный спад в НЧ-области позволяет получить достаточно глубокий бас и не опасаться проблем при проигрывании коробленых пластинок.

Зависимость КНИ от выходной мощности Audia Flight FL Three

Нестандартная схемотехника даёт и необычную картину измерений — уровень искажений заметно меняется в зависимости от выходной мощности. Максимум наблюдается на отрезке 1 — 10 Вт (порядка 0,15% на 8 Ом и 0,2% на 4 Ом), после чего следует плавный спад. Максимальная выходная мощность (при КНИ = 1%) — 65 и 110 Вт RMS, т.е. при уменьшении сопротивления нагрузки вдвое она увеличивается почти в 1,7 раза. Это свидетельствует о высокой энерговооруженности усилителя, позволяющей ему уверенно работать с низкоомной нагрузкой.

Спектр искажений Audia Flight FL Three

Картина, характерная для балансных усилителей — 2-я гармоника очень мала, чётные же составляющие более высоких порядков вообще отсутствуют. Зато нечётные имеют довольно высокую амплитуду вплоть до 9-й, после чего продукты искажений в спектре исчезают. Совершенно очевидно, что такой расклад получен разработчиками специально — звучание усилителя не будет чересчур холодным и аналитичным, и при этом можно не опасаться излишне жёсткого «транзисторного» верха.

 

поделиться

Tags: AudiaElectrocompanietMonitorMonitor AudioNeytonPhysics StyleSilent WireSupraСильное звено

Обзор интегрального стереоусилителя Audia Flight Three S

НАЗВАНИЕ Audia Flight FL Three S

ПРОИСХОЖДЕНИЕ Италия

ТИП Интегральный усилитель

МАССА 16.5 кг

ГАБАРИТЫ (WxHxD) 450 x 110 x 430 мм

ОСОБЕННОСТИ: Паспортная мощность: 2x 100 Вт (8 Ом) Класс A до 0.5 Вт, выше — класс AB Регулятор уровня ALPS серии Blue Возможность установки плат фонокорректора MM/MC и USB-ЦАПа

 

Фирму Audia Flight организовали в 1996 два инженера-электронщика: Массимилиано Марци и Андреа Нардини. Концепция Audia Flight основывается на транзисторных схемах, причем приветствуется оригинальность схемных и конструктивных решений. Самый первый аппарат, выпущенный фирмой, — усилитель мощности Flight 100 — выделялся из общей массы схемой с обратной связью по току. Это же решение унаследовал и рассматриваемый сегодня FL Three S. Если твоя родина — Италия, то стильность — твоя природа. По-другому в стране La Bella Figura быть не может, — это итальянский психотип. Дизайн всех моделей фирмы выглядит необычно, особенно на фоне массы современной аудиоаппаратуры.

Даже на началь


ном уровне — а этот интегральный усилитель у Audia Flight попадает в самую доступную по цене серию, — что же говорить о средней линейке Classic или HighEnd-ной линейке Strumento? Этот интегральник оснащен не хуже любого другого: есть 4 несимметричных линейных входа RCA, один симметричный вход XLR, плюс дополнительный аналоговых вход, при желании переназначаемый на вход усилителя мощности (для би-ампинга или подключения декодера домашнего кино).

За дополнительную плату ваш дилер установит плату фонокорректора MC/ MM, которая займет первый из входов RCA. Таким же способом можно интегрировать в усилитель ЦАП 24 бита/192 кГц, плата входных разъемов которого (с USB) займет место “универсального” входа RCA номер 6. По выходам усилитель оснащен регулируемым выходом RCA pre-out, линейным выходом RCA на запись. Есть и выход на головные телефоны (наушники).

Короче говоря, у FL Three S с оснащением все в порядке, разве что плата ЦАПа не рассчитана на сигнал DSD, но это, в любом случае, малозначащее упущение. Корпус стандартной ширины имеет толстую 10-миллиметровую переднюю панель из алюминия и стальное шасси. Визуальные и тактильные ощущения от этой передней панели необычные: она несет свой неповторимый шарм.

В углублении фигурной формы расположился четкий и яркий синий дисплей. Ручка регулятора уровня громкости справа притоплена в панель, и ощущения от ее хода очень приятные. Слева под дисплеем ряд удобных для пальцев металлических кнопок, отвечающих за выбор входа, включение/выключение и т.д. Симпатичный пульт ДУ алюминиевый, и кнопки его эргономически хороши.

На передней панели есть гнездо для подключения наушников. Я бы сказал, что FL Three S относится к тем изделиям, в которых сумма частей дает впечатляющее целое — благодаря бережному отношению создателей к эстетике и эргономике, а также прирожденному итальянскому подходу к дизайну. Картина, открывающаяся внутри, примерно такая же.

Массивный силовой трансформатор мощностью 576 VA питает восемь линий напряжения со сглаживающим фильтром суммарной емкостью 13200 мкФ. Еще 4 линии питают мощные выходные каскады, их энергоемкость 72000 мкФ. Схема управления имеет собственный блок питания с небольшим тороидальным трансформатором. Коммутация возложена на герметичные реле с позолоченными контактами, регулятор уровня — потенциометр ALPS серии Blue, для наушников выделен дискретный усилитель.

 

Собственной разработки схема выходного каскада с обратной связью по току работает в классе А примерно до мощности 0.5 Вт, выше этого уровня она переключается в режим АВ, так что на низких уровнях сигнала радиаторы теплоотвода греются. Биполярные транзисторы MJL1302A и MJL3281A обеспечивают FL Three S выходную мощность 100 Вт на канал на нагрузке 8 Ом и 160 Вт — на 4 Ом. Качество звучания От звучания FL Three S просто получаешь удовольствие. Он масштабное и плотное, тембрально богатое и теплое, но при этом детальное и ритмически гибкое.

Музыка разворачивается ненапряженно, но завлекательно — независимо от жанра ты остаешься доволен. Мне такая релаксированная подача нравится: нет назойливости, ежеминутного подтверждения претензий на “взрослое” звучание. Габаритный итальянский усилитель руководит трактом звуковоспроизведения спокойно и без натуги.

Возьмем Girlfriend Пола Маккартни: у нее традиционное для 70-х годов мягкое звучание, которое при неудачном подборе аппаратуры может передаваться вяло и неинтересно, но тракт с FL Three S держит руку на пульсе. Да, тембры мягкие, но внутренний нерв, эмоции — они все на месте. И так хорошо, что нет навязчивости, ненужного апломба: усилитель разбирается с музыкальным содержанием сдержанно, но уверенно. Такое звучание имеет свою прелесть, некий аристократический дух: эмоциональное богатство, совмещенное с приятностью на слух. Все это замечательно, но если перейти к более бойкой музыке, например, к живенькому року Narnia от Стива Хакетта, то контраст есть, но не такой разительный, как ожидаешь.

Задорный арт-рок от талантливого музыканта, который в Genesis был, по мнению многих, самым ярким инструменталистом — в этой композиции Хакетт демонстрирует свой “стратокастер” во всей красе. Так вот, Audia FL Three S передает его технику и его идеи уверенно, но, пожалуй, звучание делается чуть мягче и приятнее, чем хотелось. В вокале Пита Хикса тоже можно было дать меньше сладости. Из вышесказанного не следует, что композиция звучит как-то не так — в принципе, все на месте.

Звуковая сцена очень объемная, бас могуч и хорошо ложится в лихой рок — в итоге получается, что звучит Narnia классно, но как бы не совсем правдиво. Это ощущается, в основном, из-за своеобразной “ламповой” красивости, присутствующей в диапазоне от верхнего баса до самых верхов. Многим такой звуковой почерк понравится, кто-то воспримет его как приукрашивание действительности. Вот джаз и FL Three S просто созданы друг для друга. Дональд Берд и композиция Street Lady — пост-боп от лейбла Blue Note, даже приближающийся к фанку, — отличная аналоговая запись, при воспроизведении которой Audia Flight FL Three S чувствует себя как рыба в воде.

Звучание ласкает слух, синкопирующие ритмы как будто покачивают лодку, а медные духовые радуют чистым натуральным тембром. Более того, в звучании тракта сохраняется детальность, каждая партия в миксе легко прослеживается, нет слипания в сладкий ком. Такой эффект наблюдается обычно только у классных двублочных усилителей, но наш интегральник исполняет этот трюк без тени робости. Отличительная черта по-настоящему высококачественного компонента — он делает работу с легкостью, без напряжения. И композиция эта воспроизводится так, что остается только наслаждаться: объемная сцена, глубина пространства, четкая детальность, гибкая динамика и передача ритма.

Своеобразная харизма этого усилителя проявляется не всегда. Его звучание приятно и временами — на классике или на техно — понимаешь, что для данной, технически безупречной записи, усилитель не только передает все ее достоинства, но и как будто немножко добавляет от себя. Эта добавка услаждает слух, но вот, например, на The Robots y Kraftwerk бас получается даже избыточным.

То есть усилитель дает мощный глубокий бас, что само по себе хорошо, но в тракте с полноразмерными колонками, способными на глубокие низы, этот бас чуть теряет управление. Я слышал это и на хороших записях классики: например, Пятую симфонию Бетховена в исполнении Караяна и Берлинского филармонического оркестра слушать исключительно приятно, но в басовом регистре иногда появляется лишняя пухлость.

 

При всем при этом, тракт с этим усилителем заставляет восхищаться почти соборной акустикой этой записи или гибким развитием ритма в ней. Вывод Пусть у усилителя Audia Flight FL Three S не самый нейтральный в мире звук, зато у него есть шарм, а музыку приятно слушать. Плюс к тому, элегантный дизайн и набор разумных по цене дополнительных опций — все это симпатично и привлекательно. Ищете хороший звук? Присматриваете интегральный усилитель по цене/качеству? Послушайте Audia Flight FL Three S — не пожалеете.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *