Привет, Гиктаймс! Настоящие ценители звука знают, что 380-ым бывает не только Airbus (кстати, самый большой пассажирский самолёт в мире), но и настоящий флагман среди аудиоплееров от Astell&Kern. В определённых кругах данное устройство не нуждается в представлении, и лишь единицам удаётся прикоснуться к этому чуду аудиотехники. Тем интереснее было познакомиться с ним — всё же плееры за 250 тысяч рублей даже «людям в теме» попадают в руки далеко не каждый день. Айда под кат, хоть картинки посмотрим :)

 


О премиум-сегменте некоторые почему-то стесняются заводить разговор, а зря: если в качестве материалов корпуса используются дорогие материалы, а само устройство представляет собой симбиоз десятков запатентованных решений, нет ничего удивительного в том, что и конечная цена у него соответствующая. Конечно, и премиум бывает разный: для кого-то это наушники за 50-60 тысяч рублей вроде Fostex TH-610 (о которых мы уже делали обзор), для других — Audio-Technica за 100 тысяч рублей и выше, а у третьих слово «премиальный» и вовсе начинается с нескольких сотен тысяч. К последним и относятся наши сегодняшние гости от Astell&Kern — плеер АК380 и наушники Angie II.

В своё время в мире портативного Hi-End мало кто мог потягаться с Colorfly C4, истинные аудиофилы прекрасно это помнят. Но как только он ушёл на покой, кто только не пытался занять его место: свои попытки предпринимали и iBasso, и даже Sony. Устройства они предлагали неплохие, однако, заявить о своём лидерстве со всей основательностью никто так и не смог. И вдруг на сцене появился неожиданный гость с Востока — Astell&Kern.

Своим появлением эта корейская компания обязана компании Samsung, откуда в 1999 году ушли несколько инженеров для создания собственной компании с намерением производить… mp3-плееры. Не надо удивляться, в то время эти устройства хоть и не были на пике своей популярности, но спросом уже пользовались невероятным. На выходе получился iRiver, который стремительно ворвался на рынок и успел зарекомендовать себя как производитель недорогих, но в то же время качественных плееров, ведь поддерживали они не только MP3, но и OGG. Ну признайтесь, у каждого же был айривер? ;)

 

Всё было бы хорошо, да вот так же быстро «нарисовались» конкуренты iRiver в лице Apple с её iPod и Sony, которые за пару лет переместились с горизонта на передний план. На их фоне пользователи стали забывать про некогда полюбившийся бренд.

Однако в iRiver не растерялись и стали делать самое разумное в подобных ситуациях — искать свободную нишу. И нет, они не пошли штамповать наушники по несколько долларов: вместо этого решили пробить нишу портативного Hi-End, который впоследствии окрестили как «сверх-дорогой». Риск, конечно, был огромный — выходить на новый рынок с неизвестным брендом, да ещё и без наличия портфолио из инженерных решений. Но кто не рискует, тот не пьёт руссиано, а сейчас Astell&Kern запросто может наполнить себе этим напитком 50-метровый бассейн.

Первый блин не оказался для нового бренда комом — Astell&Kern AK100 был принят покупателями радушно и с интересом, поэтому в компании решили не останавливаться на достигнутом.

С каждым годом Astell&Kern совершенствовал технические решения, усложнял устройства, делая их всё более и более дорогими. Так появился AK240, который стоил уже свыше 3000 долларов и, несмотря на высокую цену, пользовался невероятным спросом.

 

Казалось бы, вот она — вершина успеха, можно и остановиться. Но в словаре корейцев, похоже, просто нет такого слова. Ведь именно поэтому мы сегодня рассказываем вам о АК380.

Аудиоплеер был представлен Astell&Kern в мае прошлого года и за это короткое время завоевал себе звание одного из наиболее точных устройств для воспроизведения музыки, которые существуют на современном рынке.

Портативный плеер iRiver Astell& Kern AK240

Кто сказал, что аудиофила не напугаешь кусачим ценником? iRiver все же готова попробовать. Взгляни на ее флагманское изделие с габаритами сигаретной пачки, розничной ценой в $2500 и отчетливыми перспективами на место в книге Гиннесса в качестве самого дорого карманного плеера в мире. За что компания просит такие недетские деньги? Сейчас разберемся.

 

 

Снаружи

Как с закрытыми глазами отличить премиальный продукт от простого? Все очень просто: дотронься до корпуса. Нащупал металл — значит, точно дешево не отделаешься. В 240-ый Astell & Kern металла наложено больше, чем в любую другую из моделей премиум-класса: его корпус выдолблен из цельного бруска дюралюминия. Замысловатая рубленая геометрия граней отвечает за внешнюю уникальность изделия, а на случай, если ты все еще недостаточно проникся к нему уважением, изнанка покрыта трехмерной лазерной гравировкой.

Еще одна важная премиальная «фишечка» — увеличенный AMOLED тачкрин, от которого не только имидж, но и вполне конкретная польза: целиться пальцем в пункты меню стало легче, а запаса яркости наконец-то хватает даже на самый солнечный день. В придачу к тачскрину выделен необходмый минимум физических кнопок и грамотно утопленная рукоятка громкости — их размещение отлично продумано, так что прибором легко пользоваться вслепую, не вынимая из кармана. Хотя лучше все-таки вынуть. Самому лишний раз полюбоваться и другим показать.

Обзор. Astell&Kern AK240, AK120II, AK100II. Самолетом, поездом, в автомобиле и дома..

Самолетом, поездом, в автомобиле и дома..

Линейка портативных плееров Astell&Kern

AK240, AK120II, AK100II

Одна из ведущих марок портативной аудио электроники премиум-класса Astell&Kern существует с 1999 года, когда несколько топ-менеджеров и разработчиков компании Samsung решили создать собственный бренд iRiver для работы в области полупроводниковых решений.

Немного позднее компания сконцентрировалась на сегменте MP3 плееров, набирающих в то время большую популярность. Первым результатом стал CD-MP3 плеер iRiver iMP-100. В дальнейшем компания iRiver успешно работала над расширением модельного ряда и совершенствованием выпускаемых устройств. В частности flash-плееры этого бренда, поддерживающие форматы mp3 и ogg, пользовались большим успехом, в то время как Apple iPod только планировался к выходу на рынок. Однако впоследствии конкуренция в данном сегменте значительно возросла, и продукция iRiver потерялась на фоне многих других брендов.

Настоящим прорывом компании в наше время стало создание линейки портативных Hi-End плееров, вышедших под новой маркой Astell&Kern. Наиболее популярными среди которых являются плееры Astell&Kern АК100 II, AK120 II, AK240. Эти плееры призваны удовлетворять потребности самых требовательных аудиофилов в качественном звуке. Компания позиционирует плееры в качестве портативных студий, так как они способны воспроизводить звук в студийном формате Mastering Quality Sound (MQS). По сравнению с обычным CD, данный формат несет информации в 6,5 раз больше. Это позволяет выдавать звучание, максимально приближенное к первоисточнику.

Дизайн и подключение

Все три плеера выполнены в качественных и солидных металлических корпусах. Очень удачно подобраны размеры корпусов, которые, с одной стороны, позволяют легко помещать каждый из плееров в кармане, а, с другой стороны, не создают никаких проблем с эргономикой. Что касается эргономики, то она у всех трех моделей на самом высоком уровне. Каждый плеер удобно размещается в руке, а все органы управления буквально сами оказываются под нужными пальцами. Для защиты ручки регулятора громкости от произвольного поворота на корпусе предусмотрены специальные неподвижные фланцы. Корпуса имеют несколько угловатый дизайн, который хорошо сглаживается поставляемыми в комплекте чехлами. При этом в надетых чехлах полностью сохраняется удобный доступ к органам управления, что позволяет легко пользоваться плеером даже в перчатках. Модели АК100 II и AK120 II имеют практически одинаковые размеры и вес, AK240 – заметно тяжелее и толще.

Включение и выключение устройств осуществляется при помощи надежных механических кнопок, которые также используются для блокировки экрана. На боковой панели каждого плеера размещается кнопка пуск/пауза и две кнопки для переключения треков (предыдущий и следующий). Основное управление осуществляется посредством сенсорного 3,31-дюймового AMOLED дисплея с разрешением WVGA (480×800). Регулятор громкости выполнен в виде 150-шагового аналогового механического потенциометра. Поворот ручки на каждый шаг сопровождается щелчком, с отображением текущего уровня громкости на дисплее. К работе регулятора очень быстро привыкаешь, после чего можно легко выставить требуемый уровень, не вынимая устройство из кармана.

 

Каждая из моделей предоставляет достаточно широкие возможности для входящих и исходящих подключений. Воспроизведение может осуществляться с карты памяти, для чего предусмотрен слот microSD. Подключение к компьютеру выполняется через разъем microUSB. Копирование файлов осуществляется в режиме Media Device (MTP), который задается в настройках USB. Однако скорость копирования достаточно невысокая, причем возможность копирования в несколько потоков не предусмотрена. Также в настройках USB может быть задан режим DAC Input, в котором устройство используется как USB ЦАП.

Для подключения наушников предусмотрены балансные и небалансные выходы, которые могут быть задействованы в режиме линейного выхода. Также через небалансный выход можно выводить цифровой поток SPDIF по интерфейсу TosLink. Плеер AK240 позволяет включать цифровой выход в режим цифрового входа, что делает возможным его использование в качестве внешнего ЦАП при подключении к внешним аудиоустройствам, например к CD-транспорту.

Все плееры воспроизводят форматы аудио: WAV, FLAC, WMA, MP3, OGG, APE (Normal, High, Fast), AAC, ALAC, AIFF, DFF, DSF. Доступно воспроизведение при следующих частотах дискретизации: FLAC, WAV, ALAC, AIFF : 8 – 192 КГц (8/16/24бит на выборку); а также DSD64 (1бит 2,8 МГц), стерео, и DSD128 (1бит 5,6 МГц), стерео.

Возможность беспроводного подключения реализована за счет использования стандартов BlueTooth (версия 4.0) и WiFi (802.11 b/g/n, 2,4 ГГц). Подключение выполняется легко и быстро при помощи специальной программы, которую можно скачать на сайте Astell&Kern. Сразу после подключения плеер получает доступ ко всем медиа файлам, хранящимся на подключенных к сети устройствах.

За цифро-аналоговое преобразование отвечают чипы Cirrus Logic CS4398. В плеере АК100 II используется один чип, а в AK120 II и AK240 – по два дифференциально подключенных ЦАП, что дает более качественное звучание. Старшая модель АК240 дополнительно поддерживает прямой вывод DSD потока. Все три устройства оснащены модернизированным А-усилителем для головных телефонов, который характеризуется значительной выходной мощностью, чистым и прозрачным звучанием.

Аккумулятор обеспечивает уверенную автономную работу каждой из трех моделей в течение 8 часов. Подзарядка осуществляется через порт USB – за ночь заряд полностью восстанавливается.

Тестирование Astell&Kern АК100 II, AK120 II, AK240

Для оценки и сравнения характеристик, возможностей и, конечно же, качества звучания плееров Astell&Kern АК100 II, AK120 II, AK240 нами было проведено их совместное комплексное тестирование.

В процессе тестирования использовалась следующая рефренсная система:

 

Понравилось это:

Нравится

 

 

Внутри

Быть оригинальным — так по полной программе! Топовый Astell & Kern не спутать с обычными Hi-Fi плеерами не только при наружном осмотре, но и при вскрытии. Вместо типового WM8740 от Wolfson в начинке гордо сияет флагманский ЦАП Cirrus Logic CS4398, причем не в одиночестве, а в дуэте — по штуке на каждый канал. В дополнение к этой стереофильской роскоши выделен мощный XMOS чип, занятый обработкой сверхплотного DSD аудиопотока, а также балансный усилитель для подавления помех и наращивания амплитуды звукового сигнала. За хранение аудиофайлов отвечают солидные 256 Гб твердотельной памяти в связке с кардридером, позволяющим взять на борт еще 128 Гб любимой музыки, если тебе понадобится срочно отправиться в кругосветное путешествие.

А на случай, если ты не спешишь расставаться с благами цивилизации, внутрь имплантированы беспроводные модули Bluetooth и Wi-Fi. Нам так и не удалось постичь, для чего плееру High End класса нужна «синезубость» (надеемся, тебе удастся найти ей какое-нибудь действительно полезное применение), а вот Wi-Fi окажется нужной добавкой, если ты скачаешь на свой комп приложение MQS Streaming Server для потоковой передачи аудио. В этом случае твой AK240 тут же освоит дополнительные обязанности сетевого проигрывателя. И примется вкалывать за два High End гаджета сразу!

Три богатыря

Компания iRiver давно завоевала заслуженный авторитет благодаря своим успехам на ниве персонального аудио. Причем если большинство южнокорейских гигантов на первых порах привлекали потребителя исключительно низкими ценами, то она с самого начала соперничала с крупными фирмами в высокотехнологичной сфере, предлагая оригинальные решения и интересные продукты.


На рынке стационарной аудиоаппаратуры есть очень много изделий, ориентированных на меломанов с большими запросами, на тех, кто серьезно относится к качеству звучания и готов доплачивать за реальные звуковые достоинства. В персональном же аудио все далеко не так благополучно, хотя в последнее время ассортимент приличных наушников и плееров медленно, но верно пополняется. Не осталась в стороне от прогресса в этой области и компания iRiver, предложившая аудиофилам ориентированную на их запросы технику под маркой Astell & Kern. Вопрос о происхождении ее названия волнует поклонников и по сей день, но пока остается без ответа. Тем не менее устройства с хорошо запоминающимся двойным логотипом принесли бренду высокую репутацию и даже, без преувеличения, культовый статус.


Началась же история относительно недавно, с плеера AK 100. Он уже снят с производства, но в свое время обозначил основные преимущества продукции Astell & Kern: бескомпромиссность призванной обеспечить хороший звук конструкции, удобство пользовательского интерфейса и лаконичный стильный дизайн. Казалось бы, путь этот совершенно очевидный и беспроигрышный, но в реальной жизни практически никакие другие компании по тем или иным причинам ему не следуют. Так что марке Astell & Kern был гарантирован самый теплый прием. Каждая следующая модель развивала успех, поднимая на новую высоту как уровень музыкальности, так и, разумеется, цену. В результате сформировался текущий ассортимент, где уже есть из чего выбрать — сообразно запросам потребителя и возможностям его кошелька.


Прежде чем подробно остановиться на каждой модели, следует сказать пару слов о философии Astell & Kern, об общих принципах, воплощенных во всех изделиях под этим именем. Первое — портативная техника не должна вступать в противоречие сама с собой, то есть должна оставаться портативной. Многие меломаны стремятся приспособить студийные наушники для повсеместного использования, да и некоторые производители их к этому подталкивают. Результат трудно назвать безусловно положительным и адекватным: экипированный соответствующим образом аудиофил походит на пилота вертолета, неким волшебным образом очутившегося в вагоне метро; вдобавок необходимость достаточной усилительной мощности и, как следствие, автономного питания раздувает карманную портативную технику до размеров и массы кирпича.


Инженеры iRiver пошли другим путем. Их изделия рассчитаны на работу с очень качественными, но компактными внутриканальными гарнитурами, такими, например, как Astell & Kern AKR02 или AKR03. Фирменное балансное подключение и реализованные при создании этих наушников современные технологии вполне ясно показывают, сколь впечатляющее звучание можно получить от устройств со столь скромными габаритами. Выдержать последние удалось благодаря отказу от избыточной мощности и от экзотики вроде 6,3-миллиметровых аудиовыходов. Второй обозначенный производителем важный принцип — ориентация на звук студийного качества. Даже те аудиолюбители, кто сохраняет верность компакт-диску или грампластинке, не могут не признать, что сегодняшние цифровые технологии способны регистрировать, сохранять и доносить до слушателя заметно больший объем звуковой информации. Практически такой же, какой используется сегодня в студиях звукозаписи — с разрешением 24 бит и частотой дискретизации до 192 кГц. В результате мы имеем существенно более широкий частотный спектр и, как следствие, максимально приближенное к естественному звучание.

 


Все новые модели Astell & Kern совместимы с цифровым аудио высокого разрешения, сжатым без потерь в форматах FLAC, WAV и DSD. Другими словами, карманная аудиосистема на их базе отвечает стандартам SACD, чем готов похвастаться далеко не каждый стационарный комплект. Базовым из доступных в настоящее время плееров Astell & Kern можно считать AK 100 II. Аппарат имеет стильный алюминиевый корпус, выглядит весьма прилично и опрятно. В комплект поставки входит аккуратный тканевый чехол. Штатные наушники не предусмотрены, так как достойная подобного устройства пара может стоить примерно как сам плеер. Использовать же бюджетную «лапшу» не следует, ибо в таком случае теряется смысл покупки дорогого гаджета.


На редкость хороша эргономика: сенсорный дисплей оборудован легко читаемой в любых условиях матрицей AMOLED, есть комплект клавиш для слепого управления базовыми функциями и барабанный регулятор громкости. Последний — единственное, что способно вызвать неоднозначное к себе отношение: с одной стороны, налицо удобство использования по прямому назначению, с другой — регулятор может цепляться за одежду и сопутствующие мелочи в кармане. Интерфейс прост и интуитивно понятен. Вполне удовлетворительна скорость работы, которая несильно зависит от количества дорожек в памяти и наличия SD-карточки в соответствующем слоте. Объем встроенного хранилища (64 Гбайт) при помощи карты может расширяться до 192 Гбайт.


В роли цифроаналогового преобразователя выступает чип Cirrus Logic СS4398. В дополнение к стандартному 3,5-миллиметровому выходу на наушники есть 2,5-миллиметровый балансный, с четырьмя коннекторами. Вместо двух линий сигнала и общей «земли» здесь в каждом канале имеются свои фаза и противофаза, что не только снижает помехи, но и обеспечивает дополнительное усиление. Разумеется, при условии, что наушники поддерживают данную технологию (пока таких очень мало). Присутствует также цифровой оптический выход. Интерфейс Wi-Fi избавляет от необходимости подключать аппарат к компьютеру проводным способом. Достаточно установить на свой РС или Мас фирменное приложение MQS Streaming Server, чтобы с легкостью загружать музыку на карманный гаджет по воздуху либо воспроизводить потоковое аудио по сети. Кроме того, по беспроводной связи можно обновлять прошивку. Есть здесь и Bluetooth, посредством которого аудиопоток направляется на стационарную систему с соответствующим приемником. В теории допускается использование беспроводной гарнитуры, но в случае реально качественных плееров, таких как Astell & Kern, это значительный шаг назад с точки зрения качества звука. При необходимости можно задействовать порт USB, и тогда устройство определится как мультимедийный проигрыватель, но обычно он нужен только для зарядки аккумулятора. Плееры очень удобны при использовании в автомобиле — навигация по меню позволяет переключать треки и рабочие режимы, не отвлекаясь от дороги. С учетом специфики автомобильного аудио модели продемонстрировали отличное звучание, эффектную передачу пространства, структурированный бас, хорошую микро- и макродинамику. При воспроизведении файлов высокого разрешения по Bluetooth обнаружилось заметное преимущество перед CD за счет большей воздушности и прозрачности звучания. Аппарат способен функционировать как внешний ЦАП (звуковая карта) персонального компьютера.Десятиполосный эквалайзер с шагом 0,5 дБ поддерживает создание пользовательских программ для различных жанров музыки с запоминанием. Совместимость с аудиоформатами здесь самая широкая — с полным перечнем можно ознакомиться в таблице. Поток DSD поддерживается вплоть до частоты 5,6 МГц путем преобразования в РСМ с помощью двухъядерного процессора. Правда, частота при этом падает до 176 кГц, но для карманной системы и такие цифры — выдающийся показатель.


Следующая по рангу модель АК 120 II чуть крупнее предыдущей, но в целом дизайн и конфигурация органов управления у нее такие же. Вместе с тем задняя панель выглядит интереснее, штатный чехол сделан из респектабельной эко-кожи. Самым значительным отличием можно считать наличие двух ЦАПов (те же Cirrus Logic CS4398), что позволило организовать на аналоговом плече тракта истинное двойное моно. Особенно выигрышно оно воспринимается в сочетании с балансным методом подключения, так что при наличии соответствующих наушников данная модель воспринимается заметно привлекательнее. Объем встроенной памяти здесь вдвое больше, а карточка памяти способна увеличить его до впечатляющих 256 Гбайт. Истинных звуколюбов больше всего заинтересует модель АК 240. На сегодня это самый совершенный и дорогой плеер Astell & Kern, да и вообще найти для него достойных соперников в сегменте портативной техники будет непросто. Асимметричный корпус привлекает внимание футуристическим дизайном, а изготовлен он из авиационного дюралюминия и углеволокна — ради оптимального сочетания легкости и прочности. Конструкция подчинена одной цели — реализовать в портативном устройстве полноценное воспроизведение материала в DSD, без преобразования в РСМ, влекущего за собой неизбежную утрату некоторых звуковых деталей. Для этого к паре ЦАПов Cirrus Logic CS4398 конструкторы добавили особую микросхему, разработанную специально для этой модели. На ее создание ушло много времени и сил, но полученный результат нельзя назвать иначе, как уникальным. Файлы формата DSD отличаются значительным объемом, а соответственно, и память составляет от 256 до 384 Гбайт. Любителям джаза стоит обратить внимание на версию Blue Note, выпущенную ограниченным тиражом к юбилею одноименной студии звукозаписи. Сам плеер отличатся только цветом корпуса, зато к нему прилагаются богатая коллекция музыки в студийном качестве и памятная книга.

AK100 AK120 AK240
Материал корпуса Алюминий Алюминий Авиационный дюралюминий
Габариты, мм 55 x 111 x 14,9 55 x 118 x 14,9 66 x 107 x 17,5
Масса, кг 0,17 0,177 0,185
Напряжение выходного сигнала (среднеквадратичное), В Несимметричный выход 2.0, балансный выход 1.7 (без нагрузки) Несимметричный выход 2.1, балансный выход 2.3 (без нагрузки) Несимметричный выход 2.1, балансный выход 2.3 (без нагрузки)
ЦАП Cirrus Logic CS4398 x 1 Cirrus Logic CS4398 x 2 Cirrus Logic CS4398 x 2
СКО, дБ ±0,025 (20—20 000 Гц) / ±0,6 (10—70 000 Гц) ±0,023 (20—20 000 Гц) / ±0,3 (10—70 000 Гц) ±0,023 (20—20 000 Гц) / ±0,3 (10—70 000 Гц)
Отношение сигнал/шум (на 1000 Гц), дБ 115 (несимметричный выход) / 115 (балансный выход) 116 (несимметричный выход) / 117 (балансный выход) 116 (несимметричный выход) / 117 (балансный выход)
Разделение каналов, дБ 127 (несимметричный выход) / 130 (балансный выход) 130 (несимметричный выход) / 135 (балансный выход) 130 (несимметричный выход) / 135 (балансный выход)
КНИ (на 1000 Гц), % 0,0009 (несимметричный выход) / 0,0008 (балансный выход) 0,0007 (несимметричный выход) / 0,0005 (балансный выход) 0,0007 (несимметричный выход) / 0,0005 (балансный выход)
Сопротивление, Ом 1 (несимметричный выход) / 2 (балансный выход) 1 (несимметричный выход) / 2 (балансный выход) 1 (несимметричный выход) / 2 (балансный выход)
Память, Гбайт 64 (встроенная, NAND] / до 128 (дополнительная, microSD) 128 (встроенная, NAND] / до 128 (дополнительная, microSD) 256 (встроенная, NAND] / до 128 (дополнительная, microSD)
Цена, руб. 52690 99000 145000

Вывод:Качество звучания плееров Astell & Kern можно оценить как высочайшее. Сравнивать их с чем-либо сложно, так как аналогов по уровню конструкции, функциональным возможностям и дружественности интерфейса практически не существует. Использование правильных наушников и несжатых аудиозаписей, особенно в формате DSD, позволит ощутить поистине революционный уровень музыкальности в портативной технике. Немалая цена вполне отвечает классу моделей. Расстаться с подобным совершенством захочется разве что ради нового, еще более продвинутого творения Astell & Kern. Сергей Раков
Редакция Hi-Fi.ru

В доме

Поддержка Wi-Fi с возможностью работы в роли сетевого плеера — далеко не единственная фича, выдающая намерения iRiver вывести свой топовый продукт за рамки портативного аудио и вписать его в домашнюю развлекательную экосистему. Ни по качеству начинки, ни по возможностям вступать в самые хитрые сочетания с самыми разнообразными компонентами домашнего аудио этот карманный прибор не уступит массивным High End ящикам. Соединить его с усилителем через линейный выход или внешним ЦАП через оптику? Использовать его самого в качестве внешнего USB ЦАП для ноута или десктопа? Вывести звук через балансный выход? Встроить прибор в домашнюю сеть через Wi-Fi? Любой из сценариев легко реализуется за пару прикосновений к тачскрину в меню настроек (отдельное спасибо разработчикам iRiver за наглядный и лаконичный интерфейс, по которому так истосковались любители портативного Hi-Fi).

Чтобы сделать стационарное применение AK240 еще удобней, вдогонку к плееру iRiver запустила на рынок док-станцию с подзарядкой от USB. Двести долларов сверху — и карманный девайс готов занять почетное место на вершине аудиостойки, чтобы заменить целый выводок крупногабаритных аудиофильских устройств от CD-проигрывателя и сетевого плеера до внешнего ЦАП. Кому-то его ценник все еще кажется слишком высоким?

Моим основным занятием являются домашние системы, где нет ограничений ни по размеру, ни по питанию. Но даже в этих системах с совершенствованием элементной базы появилась возможность миниатюризации. На самом деле, в связи с радикальным улучшением быстродействия, появилась даже нешуточная потребность)). Мир меняется, и если лет 10 назад добиться в габаритах АК240 хоть сколько нибудь приемлемого результата было попросу нереально, то сейчас, при грамотном подходе, можно добиться звучания на уровне самых серьёзных домашних систем. В звуковом смысле «грамотность» строится из двух частей: правильности построения аппаратно-программной цифровой части с одной стороны, и аналоговой — с другой. Первая не поддаётся рихтовке в силу того, что исходные коды недоступны, а аппаратная часть весьма развесиста и миниатюрна. К счастью, в отличие от множества других плееров, в АК240 цифровая часть (включая поддержку DSD) выполнена блестяще. Вторая (аналоговая) часть — это сам ЦАП, т.н. «выхлоп» ЦАПа и усилитель для наушников. Всё, что необходимо для экстремально правильной её реализации — наличие мощного двуполярного питания и около двух кубичеких сантиметров свободного пространства для установки кастомной платы, полностью подменяющей весь усилительный тракт. Всё это так же нашлось в этом плеере. Благодаря такому редчайшему сочетанию АК240 явился идеальной базой для построения ультимативно правильного плеера, который я в шутку назвал АК47. Существуют три версии модификации: АК47v1 подойдёт для высокоомных наушников, АК47v2 — для любых других. АК47v3 можно смело рекомендовать не только как самый качественный на сегодняшний момент портатив, но и в качестве источника для домашней системы. По результам апгрейда могу сказать, что в АК47v3 мы имеем очень серьёзный звук, дающий даже самым опытным гуру нешуточный повод задуматься о своём «аудиофильском вечном»

AK47V1, формальные результаты DSD в AK240 AK47v1, эпилог Линейный выход в AK47 Закон Ома для аудиофилов

Общие соображения по модификации AK47v3, технические результаты Звучание AK47v3 AK47vx цены на моды SPL FAQ Почему я гоняюсь за циферками

АК240 до модификации AK47v2&3, фото после мода

Адаптация к конкретным наушникам и дополнительный выход

Предыстория, АК240 >> АК47v1

Если честно, я был весьма удивлён разнообразию несуразностей в стоковом аппарате.

1. Разделительные электролитические конденсаторы. Авторы предпочли не думать и поставили танталовые конденсаторы, к тому же откровенно малой ёмкости. Однако оказалось, что без них легко можно обойтись, с помощью мыслительного процесса и схемотехники.

2. Режим работы ЦАПа. Авторы нагрузили говоря мягко не очень мощный выход ЦАПа CS4398 непосредственно на конденсаторы ФНЧ С28,29 и далее через небольшие резисторы снова на С26,27. Это даже не «сомнительное решение», это просто натуральный косяк, поскольку в референсном дизайне чёрным по белому – резистивная нагрузка НЕ МЕНЕЕ 1кОм. Я убрал эти конденсаторы и нагрузил выход ЦАПа как и полагалось – строго резистивная нагрузка, около 1.5 кОм.

3. Схемотехника ФНЧ Использовался мудрёный (но неоптимальный, с выбросом на АЧХ) фильтр. Перепроверил дважды, не хотелось верить в подобный косяк. Особенно «порадовала» сложность фильтра и масса SMD компонентов, особенно керамических конденсаторов типоразмера 0402. Нелинейная низковольтная керамика и резисторы с тепловым коэффициентом 150 ppm – просто чудо что такое)) В печку их! Интересно, что несмотря на балансную схемотехнику, на сумму брался только один из выходов.

4. ФНЧ ФНЧ призван отфильтровать зеркальные полосы, расположенные для сигма-дельт в диапазоне частот 330 – 400 кГц. Из графика ниже можно видеть, что оригинальный ФНЧ (красный график) на частоте 350 Гц имел подавление всего 10 дБ (3 раза), то есть почти свободно пропускал на балансный выход плеера (и вход УМ, соответственно) ВЧ мусор, способный покривить самый распрекрасный УМ!!! Можно было бы предположить, что ВЧ компонеты не подавлены специально, для нивелирования гистерезиса магнитной системы динамических драйверов наушников, или похожего эффекта, присущего,возможно, их механической колебательной системе. Однако, для подлинного нивелирования подобного эффекта амплитуда «подмагничивания» (ВЧ компонент, то есть) должна быть существенно выше, и, в любом случае, некоррелирована с сигналом. Можно ещё предпложить, что Авторы пытались настроить ФНЧ и ниже, но услышали сёр своих SMD конденсаторов что называется «в полный рост» и отказались от этой затеи… кто знает)) В общем, я склонен видеть в странности АЧХ на высоких частотах не больше смысла, чем на низких.

Синий график — АЧХ после апгрейда, обновлённый ФНЧ имеет полосу пропускания 35 кГц и подавляет зеркальные частоты более чем на 36 дБ (60 раз). Частота 35 кГц выбрана, как обычно, из соображений компромисса — с одной стороны, в звуке на этих частотах нет уже никакой полезной информации ни на каком Hi-Res-e, с другой — хорошо передаётся форма волны на самых высоких частотах, с третьей — на наушники не поступает лишнего ВЧ мусора, который вполне может «продетектироваться» на фильтрах многодрайверных наушников и привести к появлению интермодуляции. Следует помнить, что Hi-Res затевался не с целью увеличить полосу пропускания, но с целью точнее передать форму сигнала в значимом для слухового аппарата диапазоне частот. Кто не верит — возьмите тест FSQ и попробуйте отличить фонограмму с частотами среза 18 и 20 кГц. Обновлённый ФНЧ содержит всего три конденсатора, отобранные по их звуковым качествам. Разделительные конденсаторы убраны, полоса пропускания стала 0 Гц – 35 кГц.

5. Суммирующий усилитель. Выход ЦАПа изначально балансный, и после ФНЧ его можно было отдать непосредственно на выходной балансный разъём. Нет нужды в дополнительных каскадах! Однако авторами AK240 установлен ещё один, совершенно лишний дифференциальный усилитель — повторитель (на микросхеме U16). Увы, от балансного выхода мне пришлось отказаться, вследствие радикального укорочения тракта. Но лучше качественный обычный выход, чем абы-какой балансный. И много лучше – один качественный каскад усиления, чем абы-какие три)))

Поскольку выход ЦАПа имеет достаточно большую амплитуду, схема радикально упростилась, и выполняет одновременно функции и сумматора, и ФНЧ, и УМ. Итак, остался ВСЕГО ОДИН усилительный каскад на максимально качественном ОУ.

6. Оконечный усилитель. В AK240 в качестве УМ стоял OPA1611 – очень достойный ОУ, если использовать его по назначению)). Однако авторы снова не потрудились внимательно почитать даташит. А в нём написано, что максимальный выходной ток составляет 55мА. Линейный обычно 50-60% от максимального, т.е. около 30 мА. На нагрузке 16 Ом получаем неискаженную амплитуду всего 0.5 В !!! И даже на 55 Ом имеем только 1.65 В. Про искажения на низкоомной нагрузке в даташите ни слова (на самом деле, сам даташит тоже с ошибками, например, THD приведён при выходном напряжении, превышающем напряжение питания))) Все параметры приведены для питания +-15В и нагрузке 600 Ом – 2 кОм. Аппроксимация графиков THD даёт искажения примерно 0.0006% на нагрузке 100 Ом и питании +-15В. При более низком питании (а в аппарате всего +-3.3 В) следует ожидать очень серьёзного ухудшения THD. Насколько серьёзного, см. тут Итак, выбранный Авторами ОУ нельзя считать оптимальным.

Для обновлённого УМ я выбрал ADA4897-1. Его отличает более чем вдвое бОльший выходной ток (125мА максимальный, 70мА линейный) и THD менее 0.0003% на частоте 20 кГц и нагрузке 100 Ом. Ещё одно радикальное отличие – в 15 раз лучшее подавление помех по питанию и встроенная защита от статики. Но главное его отличие – в пять раз большее быстродействие. Кто-то может поспорить, но в звуке, как и в кунг-фу – скорость решает всё. Современные ОУ пятого поколения имеют гораздо большее быстродействие, более совершенный выходной каскад и обладают очень прозрачным и достоверным звучанием. Плюс – огромный запас по усилению и скорости позволяет использовать ADA4897 одновременно в качестве и сумматора, и ФНЧ, и УМ.

7. Антипук на выходе УМ В AK240 установлен ключ на полевых транзисторах, отключающий наушники на время переходных процессов. Сначала программеры генерят этот самый пук в паузах между песнями, отключая в целях экономии электричества питание УМ, а затем электронщики самоотверженно с этим борются, внося до 0.01% искажений. Удача в том, что ADA4897-1 имеет шатдаун, и ключ удалось исключить совсем. Небольшой пук, тем не менее, остался, и в АК47v2 и старше снова были установлены электронные ключи. Отличие от стока в том, что они в 30 раз меньшего сопротивления, и находятся внутри петли ООС. На результирующие параметры они совершенно не повлияли. Теперь вместо солидного пука имеются два щелчка, которые едва заметны даже на самых чувствительных наушниках.

АК47v1. Формальные парамерты

граф 1. Спектр без нагрузки, Vol +75 (выходная амплитуда 2.6В) THD -112dB ( 0.00025%)

граф 2. Спектр без нагрузки, Vol +70, THD -120dB. (0.0001%) Однако))) Понятно, именно эту громкость и нужно устанавливать если подключаете AK47v1 к внешнему УМ.

граф 3. Спектр нагруженного на Beyerdynamic DT150, Vol +70, THD -103dB (0.0007%)

граф 4. Спектр нагруженного на Beyerdynamic DT150, Vol +65, THD -107dB (0.0005%) Комфортная для этих наушников громкость. И — прекрасный на самом деле результат, такое значение THD трудно достижимо даже для «взрослых» домашних систем.

граф 5. Спектр нагруженного на 35 Ом, Vol +55, THD -90dB. (0.003%) К счастью, -90 только по достаточно благозвучной второй гармонике, искажения высокого порядка -106дБ. Тоже очень неплохо, учитывая что это для Kaiser 10, например — ну очень-очень громко))

граф 6. Спектр нагруженного на 22 Ом, Vol +65, THD -85dB. (0.006%) Худший случай на самых тугих и низкоомных наушниках. Искажения высоких порядков, тем не менее, -100дБ.

граф 7. Что называется, для порядка снятый CCIF (интермодуляции 19+20 кГц) Спектр нагруженного на Beyerdynamic DT150, Vol +70, IMD -108dB (0.0004%) Опять же, значение, трудно достижимое даже для «взрослых» домашних систем.

граф 8. CCIF (интермодуляции 19+20 кГц). Спектр нагруженного на 35 Ом, Vol +55, IMD -90dB (0.003%) THD так же не подкачал, вторая гармоника так же — 90 дБ. Этот тест показывает, что искажения совершенно не возрастают с частотой, т.е. ВЧ будут ясны и ненавязчивы, а сибилянты и прочие трудновоспроизводимые звуки будут натуральны и разборчивы.

DSD в AK240.

Предлагаю начать сначала, а именно с А/Ц преобразования. Собственно, специальных DSD АЦП в природе не существует, поэтому для примера возьмём распрекрасный PCM4222, имеющий не только выход DSD потока, но и 6-ти битный выход модулятора.

The PCM4222 is a two-channel, multi-bit delta-sigma analog-to-digital (A/D) converter. The 6-bit outputs from the delta-sigma modulators are routed to the digital decimation filter, where the output of the filter provides linear PCM data. The linear PCM data are output at the audio serial port interface for connection to external processing and logic circuitry. The multi-bit modulator outputs are also routed to a direct stream digital (DSD) engine, which converts the multi-bit data to one-bit DSD data.

То есть, используется тот же механизм А/Ц преобразования, что и в обычных сигма-дельта АЦП. Радикальное отличие DSD в том, что 6-битный поток данных НЕ проходит через дециматор. Квантование произошло на довольно высокой частоте, разрядность пока что 6 бит. Логично было бы так и сохранить данные, выдав их затем на вход модулятора ЦАПа. Поток составил бы 2х44100х64х6=33.8 Мбит/с. И это был бы что называется максимально трушный метод. Однако это толстоватый по тем временам поток, и было решено «свернуть» 6 бит в… один! Механизм совершенно нетривиальный, и насколько удачный, мы, надеюсь, ещё разберёмся. Пока же речь о том, что в большинстве ЦАПов преобразование строится по схеме перевод в 352кГц PCM – цифровой фильтр подавляющий нойз-шейпинговые ВЧ составляющие – выходной модулятор. AK240 в этом смысле, увы, не исключение. The DIR_DSD bit (Reg 07h) selects between two proprietary methods for DSD-to-analog conversion. The first method uses a decimation-free DSD processing technique that allows for features such as matched PCM level output, DSD volume control, and 50 kHz on-chip filter. The second method sends the DSD data directly to the on-chip switched-capacitor filter for conversion (without the above mentioned features).

В AK240 громкость регулируется в ЦАПе, на этапе преобразования DSD в PCM. CS4398 имеет возможность настоящего DSD преобразования, однако в AK240 она недоступна. То есть, DSD, в таком случае, всего-навсего иной метод передачи данных))) Справедливости ради надо сказать, что 352 кГц PCM уже очень неплохо, с точки зрения дискретности по времени. Плохо, что точность этого PCMа, говоря мягко, никакая. Думаю, бита четыре-пять максимум, остальные 20 бит шум нойз-шейпинга)). В литературе умными дядьками разобрано и показано, что на самом деле никакими 120 дБ в DSD и не пахнет, и показано, что гораздо лучше иметь хоть чуть-чуть разрядности, чем безумно повышать частоту дискретизации.

Но дядьки — дядьками, теория — теорией, но слушаем — то мы ушами))

Так вот, на поверку в исполнении АК-47 DSD звучит ОЧЕНЬ хорошо, даже по меркам взрослого стационарного мультибита. Мутность, присущая сигма-дельте как классу — отсутствует совершенно!!!

АК47v1, эпилог Звучание AK240 стало чётким и аккуратным, глубже и гораздо живее. НЧ диапазон проработан безупречно, сибилянты прибраны и почти ненавязчивы, разрешение прекрасное на простых и хорошо записанных произведениях, и хорошее на сложных и насыщенных. Струнные идут на отлично, сложная перкуссия читается на 4+, в целом ощущение целостное и слитное, есть столь редкое для портатива ощущение “тела”. Конечно, это не мультибит, но для сигма-дельты, я считаю, звук на 8 из 10. В целом AK240 оставил ощущение очень добротно и аккуратно сделанной вещи. Как Hi-tech электронное изделие – просто потрясающий уровень разработки и исполнения! Но, к сожалению, Авторы скорее хорошие микро — электронщики, чем аудиофилы, и очень далеки от Звука с большой буквы. Ещё из минусов – нужна ну ооочень кропотливая работа по апгрейду. Контактные площадки 0.8х0.5 мм, микро-пайка и прочие прелести портатива. Для апгрейда второго уровня (PCM1704) девайс будет архисложный. И, если говорить о типовых условиях прослушивания, нужна ли там утончённость и супер – деликатность мультибита, учитывая качество мобильных наушников и зашумлённость общественного транспорта, и общее «на бегу»?!

Cовсем забыл. Поскольку выкинулось шесть ненужных микросхем, время работы увеличилось примерно на 10 %.

Линейный выход в AK47 В качестве линейного я настоятельно рекомендую использовать тот же самый выход на наушники, по четырём причинам: 1. Это минимально короткий путь (схемотехнически достижимый) от маломощного выхода ЦАПа до выходного разъёма. 2. Это весьма мощный выход с минимальным (1 Ом) сопротивлением, что однозначно положительно сказывается на влиянии межблочных кабелей. 3. Посмотрите внимательно на графики THD при уровне 70дБ и без нагрузки… лучше 0.0002%, однако! В каком ещё плеере вам обещают подобные циферки?! 4. Ну и, в конце концов, это его единственный выход)))

Закон Ома для аудиофилов Многие почему-то уверены, что «прокачать» их «тугие» (как они считают) наушники — сложная затея, усилителю «не хватает тока». Причём, что особенно забавно, «не хватает» независимо от громкости))) Давайте обратимся к первоисточнику, т.е. закону Ома. I=U/R Ваши наушники (равно как и АС) просто не способны взять больше, чем им полагается согласно этой формуле. Закон есть Закон! Предположим, паспортное значение сопротивления ваших наушников 16 Ом, а максимальное значение вашей громкости 60 AK240-х лаптей. Это отвечает амплитуде 0.5В и току 31 мА. Всего-то))) Необязательно иметь выходной ток усилителя 100 или даже 200 мА! Однако категорически необходимо, чтобы усилитель выдал потребные 31 мА в неискажённом виде.

1. Однодрайверы. Импеданс однодрайверов близок к паспортному значению их сопротивления, поэтому если выходное напряжение уся на максимальной громкости 2.6, скажем, вольта, а сопротивление наушников 32, скажем, Ома, от усилителя требуется выдать 80 мА неискаженного тока. Действительно, 80мА — недостижимый ток для стокового аппарата. AK47v1 выдаст 80мА без труда, однако уровень искажений составит 0.5%. Всё так плохо?! Вовсе нет! Ведь этому напряжению отвечает громкость 75 дБ(!!!), если в лаптях AK240. Вспомните, с какой громкостью слушаете ВЫ. Держу пари, не больше 60)))). То есть, -15 дБ, или 0.5 В. В ВАШЕМ случае от усилителя потребуется всего 16 мА. С этим током AK47v1 справится без всяких проблем, THD при этом около 0.003%. Много!!! скажете вы.. Вовсе нет)). Посмотрите спектр искажений, вы увидите только 2-ю гармонику (которая, кстате, так ценится любителями тёплого лампового))) И вспомните, что для CD — 0.0015% это потолок. Если говорить о музыке с уровнем записи не на «полном упоре», можно утверждать, что AK47v1 вполне достаточен для CD качества. То есть, можно констатировать, что AK47v1 справляется с CD на однодрайверах с сопротивлением более 50 Ом и с хай-резом на нагрузке более 150 Ом.

2. Многодрайверы . Импеданс многодрайверов — совсем не такой простой случай, он неравномерен от частоты и обладает значительной реактивной составяющей. Измерений не проводил, но по аналогии с многополосными АС могу предположить, что на некотрых частотах импеданс понижается вдвое относительно своего паспортного значения. Это выдвигает более жёсткие требования к усилителю, почему, собственно, и планируется AK47v2. В версии 2 планируется поднять мгновенный выходной ток до 500 мА, линейным (лучше 0.002 %) он будет до 200 мА. Одновременно планируется до нуля снизить выходное сопротивление, что будет очень полезно для многодрайверных низкоомных наушников и проявит всю ценность хороших проводов.

Общие соображения по модификации AK47v1, схема которого приведена в начале статьи, собран в строгом соответствии со Светлыми Заветами, главные из которых звучат примерно так: — Используйте минимальное количество каскадов усиления, ибо каждый из них — Звуковое Зло — Если Зло неизбежно, примените самый качественный из усилителей, и в самом щадящем режиме — Избегайте применять конденсаторы, ибо Зло хорошего конденсатора неизменно подкрашивает Звук, а Зло плохого — смерти Звука подобно. — Грамотно согласуйте с нагрузкой и не делайте большой запас по усилению, ибо всё в этом мире требует равновесия

Подавляющее большинство разработчиков Светлых Заветов не читало, и поступают согласно Азбуке, которая учит применять много каскадов усиления, каждый из которых выполняет отдельную функцию и сделан на отдельном ОУ. И каждый из которых привносит своё специфическое Звуковое Зло!!! Но это — не наш метод, и мы хотели бы ограничиться одним каскадом. AK47v1, который использует один из лучших в природе ОУ (ADA4897) при выходном токе 30 мА обещал примерно 0.01%, что вроде бы совсем неплохо… Но… можно ведь и лучше! В конце концов, зачем портить в 20 раз лучшие показатели ЦАПа))) Да и прослушивание показало, что 0.01% как-то многовато. Но, к сожалению, ОУ, обладающих потребными показателями, в природе просто не существует! Есть быстрые, но с малым выходным напряжением. Есть быстрые, с размахом от плеча-до-плеча, но с малым выходным током Есть быстрые, с размахом от плеча-до-плеча, с большим выходным током, но с большими искажениями Есть с размахом от плеча-до-плеча, с большим выходным током, с небольшими искажениями, но они медленные Круг замкнулся, однако!

Но тут на помощь приходит композитный усилитель, состоящий из двух ОУ, охваченных многопетлевой ООС. Каждый из них как бы дополняет друг друга. Фишка в том, что этот усилитель является по сути единым каскадом, и Звуковое Зло этого усилителя, соответственно, всего одно. Разработанный мной композит сочетает несколько совершенно противоречивых требований. С одной стороны, от усилителя требуется очень большая скорость, чтобы он успевал быть качественным ФНЧ и не обладал специфическим звучанием. С другой, требуется значительный выходной ток и способность работать от-плеча-до-плеча питания. С третьей, от него хотят минимума Звукового Зла, т.е. искажений высоких порядков. Все эти требования мой композит выполняет, как выяснилось, с запасом. Особенно интересно, что его зучание никак не зависит от нагрузки, и он может выдавать амплитуду, близкую к напряжению питания при исчезающе малых искажениях. AK47v2 и AK47v3 содержат схожий композит, но v3 использует самые быстрые и точные ОУ, которые съедают час-полтора от ресурса аккумуляторов, а v2 содержит ОУ поскромнее, и время работы близко к оригинальному.

Продолжение, или что планируется сделать модификации Nr 2&3. — Довести уровень искажений до 0.0006% даже на самых тугих наушниках — Увеличить выходной ток до 200мА на нагрузке 10 Ом при сохранении уровня искажений лучше 0.002 %. — До нуля снизить выходное сопротивление, что будет особенно полезно для многодрайверных наушников и проявит всю ценность хороших проводов.

В звуке жду дальнейшего «очищения» и прироста «телесности» до уровня самых продвинутых домашних систем, построенных на аналогичном ЦАПе (CS4398).

Модификация Nr 2&3, результаты. Что сделано. 1. Заменены ОУ в сумматоре на более скоростные и с гораздо большим током покоя 2. Схема ФНЧ/УМ изменена полностью. Теперь это композитный усилитель))) Композит интересен тем, что его параметры почти не зависят от нагрузки, и он может выдавать амплитуду, близкую к напряжению питания при исчезающе малых искажениях. 3. Заменены конденсаторы ФНЧ на более качественные 4. Частота среза ФНЧ увеличена до 65 кГц 5. На выход усилителя установлены электронные ключи.

Технические результаты. 1. Полностью устранён «пук» при переключении треков 2. Выходной ток увеличен до 300мА пиковый (до 200мА он линеен, искажения менее 0.0005% ) 3. Выходное сопротивление снижено до 1 Ома. 4. Получен размах выходного напряжения 5В на нагрузке 16 Ом. 5. Искажения всех сортов не превышают паспортных значений ЦАПа (0.0004%) на любой нагрузке 6. Максимальная (неискажённая, менее 0.0005% искажений) выходная мощность: 10 Ом — 300 (200) мВт 16 Ом — 200 (125) мВт 55 Ом — 125 (75) мВт THD и IMD измерялись на резисторе 16 Ом, что соответствует сопротивлению типовых низкоомных наушников. На самом деле, искажения совершенно не зависят от нагрузки.

Звучание AK47V3 после апгрейда Прослушивание — это, по-хорошему, всегда сравнение с чем-либо. Практически бессмысленно проводить сравнение двух устройств одного класса, всегда будет «что-то лучше, что-то хуже». На мой взгляд, сравнивать нужно если не с живым звуком, то хотя бы с эталоном. Не с «референсным» устройством, а именно с эталонным. При прослушивании в качестве эталонного мне служил ES-21. Как и ожидалось, звучание стало ясным, отчётливым, и в тоже время деликатным. Слитность НЧ-СЧ диапазона завораживает, и ощущение «тела» остаётся даже на самых сложных фрагментах. КИЗ не кучкуются, сцена строится верно, каждый инструмент остаётся в строго отведённом месте и прекрасно читается. В этом смысле CS4398 неплохо приблизился к мультибиту. ВЧ стали много легче, и, опять же, разрешением и ненавязчивостью напоминают скорее мультибит, чем дельта-сигму. Ну и, если совсем по-простому… ну оооочень подмывает вкрутить погромче, поскольку моща так и прёт, а слух ничего не режет. Подключение дополнительной нагрузки 10 Ом (у моих наушников 250 Ом) остаётся незаметным для моего слуха, при том, что громкость близка к максимальной (65-70 по меркам AK240). Воспроизведение DSD, наконец-то, дало ощутимые на слух результаты, да ещё какие!!! Мутности нет совершенно, пространство пугающе хорошо очерченное, чистота и голографичность картинки — полный вышак!

В общем, кроме ожидаемых, в звучании произошли некоторые неожиданные и весьма позитивные перемены.

Цитаты из отзывов прослушавших: — Кидается в уши это сразу. Глубина, возросшая скорость , разделение инструментов, общая какая то слитность. Очень, очень живой и чистый верх. Я просто часто улыбаюсь и все. Как на домашке своей. Я писал про очень хорошую «эмоциональную вовлеченность» AK240. Сейчас это вышло на новый уровень. МОЩНОСТЬ! Ее теперь воспринимаешь. Чувствуется, что агрегат теперь Мощный. БАС. Эх, это стало просто по-другому. Такой концентрации баса мне слушать неприходилось. Такой плотности и точечности. Тут, как видится, Kaiser 10 получили то, что им нужно было. Бас улетает в инфразвук я могу его как будно ножом резать. На слои. Прирост также кидается прямо в ухо. А по плотности, такое ощущение, что этот бас молотком тебе в голову вбивается. Таким упругим. — На вестонах разница очень большая — звук ощутимо более чистый, не такой искристо-праздничный но при этом ощущение что в целом слышишь больше деталей, которые скрывались в стоке. В области баса разница просто огромная Вместо легкого похлопывания у стока ак47 выдает мощный кач но при этом не срывается в гул, мидбас не стремится подмять нижнюю середину/середину. На грязном трешаке даже мод уступает скромному мужичку 602, но тут ничего не поделать — nos мультибит оставляет поганую дельтасигму с носом, это не ее территория. На всем остальном музыкальном материале — очень хорошо. — Да можно смело сказать что мод улучшил звук по сравнению со стоком одназначно. Уже наверное всем понятно — чем выше класс наушников, тем заметнее будет прирост. Я сравнил звук мода и своего бутерброда. Даже в таком виде мод играет интереснее, детальнее. Мне кажется мод устраняет какие-то недостатки на разных частотах. Но я ещё послушал мод через свой усилок. Вот тут звук стал вообще фантастическим. — Если говорить ощущениями, то я бы охарактеризовал услышанное мной так: звук как бы высвободился, стал «чище».

THD — 109 дБ (0.0003%) на частоте 1.15 кГц, Vol+73, 16 Ом, левый канал, размах выходного напряжения 4 В.

THD — 108 дБ (0.0004%) на частоте 1.15 кГц, Vol+73, 16 Ом, правый канал

THD при разумной громкости (+67) получился лучше — 112 дБ (0.00025%) на частоте 1.15 кГц, 16 Ом Моя звуковуха показывает достоверно где-то до -114 дБ, так что реальные показатели девайса могут быть лучше.

CCIF — 110 дБ (0.0002%) на частотах 19+20 кГц, Vol+73, 16 Ом, левый канал Гармонические искажения на ВЧ не превышают 0.001%.

IMD — 120 дБ (0.0001%), Vol+72, 16 Ом, правый канал. Правый вышел много удачнее, IMD отсутствуют. Гармонические искажения на ВЧ так же отсутствуют, что гарантирует исчерпывающую ясность.

AK47vx, цены на моды

THD Line Out Vol 70 THD 250 Ом Vol 70 THD 55 Ом Vol 55 THD 16 Ом Vol 73 Время работы, в % от стока Макс. выходная мощность, мВт (Ом) Прим.
V1 450$ 0.0002% 0.0007% 0.003% 110% 16 (250), 75 (55) Для высокоомных наушников (100 и более Ом)
V2 650$ 0.0002% 0.0002% 0.0002% 0.0004% 100% 250 (16), 350(10) Для тугих или низкоомных наушников (55 Ом и менее)
V3 700$ 0.0002% 0.0002% 0.0002% 0.0004% 85% 250 (16), 350(10) Ультимативная версия

V1 — хорошо подойдёт для высокоомных наушников (100 и более Ом) На моих Beyerdynamic DT150 (97 дБ, 250 Ом) — громкости за глаза, max SPL = 108 dB

V2 — Версия с композитным усилителем, имеет лучшее (по сравнению с V1) разрешение имеет смысл для тугих или низкоомных наушников (55 Ом и менее)

V3 — Ультимативная в смысле звука, но более прожорливая версия

SPL FAQ Или какую выходную мощность можно считать достаточной Допустим, вы владелец «тугих» наушников, или тех, что принято считать «тугими» В таблице приведены расчётные значения SPL некоторых наушников, подключенных к АК47, выкрученному на максимум. Прошу помнить, что ограничения сигнала на максимальной громкости НЕ ПРОИСХОДИТ, искажения не превышают 0.001%. Расчитано исходя из данных чувствительности, помещённых на официальных сайтах производителей.

Марка Импеданс Чуст-ть дБ/мВт Макс. мощн. мВт Макс. SPL дБ Прим.
HD 800 300 102 15 114
DT 150 250 97 18 109.5 Мне хватает за глаза. Слушаю обычно на 95-100 дБ
LCD-3 110 102 42 116 в 2 раза громче DT 150
LCD-XC 20 100 210 123 в 4 раза громче DT 150, «120 дБ — почти невыносимо громко» (фраза из Википедии)
LCD-X 20 103 210 126 в 5 раз громче DT 150, близко к болевому порогу (130дБ)

Удивительно, правда?!

— Почему же тогда производители рекомендуют для LCD-3, например, «Optimal power requirement — 1…4 Watts» — спросите вы?! Мне представляется вот как: Помните, когда-то они рекомендовали подключать LCD-3 напрямую к УМ? Тогда, при выходной мощности УМ скажем, 1Вт (на 8 Ом) мы имели бы на наушниках целых 70мВт. В этом случае макс SPL был бы «всего» 120дБ ))) При 4Вт (на 8 Ом) на 110 Омах имеем 290мВт и 130 дБ. Думаю, причина в их «забывчивости». Ну типа забыли уточнить что 1-4 Вт — это в пересчёте на 8 Ом.

Сомневаетесь?! Тогда попробуем закачать рекомендованные 4 Ватта, например, в LCD-X. На их расчудесных LCD-X при мощности 4Вт SPL будет ……… 140 дБ!!! (а 140 дБ SPL, промежду прочим — гарантированная травма внутреннего уха) Оказывается, чтобы оглохнуть, необходимо и достаточно те самые 4 Ватта, рекомендованные www.audeze.com !!!

— А может быть, Audeze просто нас дурачат? Похоже на то, сами они почему-то делают усилители с мощностью 0.5 Вт! Забавно, что искажения они нормируют при мощности 13 мВт и сопротивлении 300 Ом. Сплошное дурилово короче, то 4 Вт подавай, то на 13-ти милливаттах параметры замеряем.. А 300 Ом — вообще красота, у них даже наушников с таким высоким импедансом нет))

В общем, мой совет — забейте на такие «рекомендации», лучше дружите со здравым смыслом и с калькулятором.

SPL= чувств ушей(дБ) + lg(вых. мощность, мВт) х 10 [дБ] Почему я гоняюсь за циферками Ну, то есть, кому-то может показаться, что гоняюсь)) На самом деле это не совсем так.

— Комплектующие отбираю по циферкам.. ну, а как же ещё прикажете, касаемо активных компонентов?! С пассивными много сложнее, тут циферки могут помочь лишь отчасти, отбор делается в основном на слух. — Схемы рисую, ориентируясь на много разных чиселок, их пропорции… ну, снова верно).. — Измеряю параметры получившихся изделий… ну, не всегда)). Просто знаю, что они такие-то. — Сравниваю изделия исходя из результатов измерений… ну вот тут-то фигушки! Слушать — сначала, измерять — потом! Вот моё золотое правило) Сравнивать, анализировать слуховые ощущения и результаты измерений, пытаться понять, что, где, и как повлияло.. это и есть тот самый, которого не пропьёшь). Наверное, любители от профиков тем и отличаются, что им позволено спокойно посидеть, подумать/послушать, и не нужно выдавать-на-гора.

AK240, результаты измерений до модификации Результаты шокирующие, и даже непонятно, под какие уши можно рекомендовать сие чудо. Неискажённый выходной ток плеера — около 4 мА на нагрузке 120 Ом и менее 1 мА (!!!) на низкоомной нагрузке ))) На любой нагрузке (при приемлемом уровне искажений) из плеера не «выжать» больше 1 мВт (!!!)

Максимальная громкость, без нагрузки, THD 0.002% Громкость 70, без нагрузки, THD 0.0005%

Громкость 70, нагрузка 120 Ом, (8мВт) THD 0.015% В 30 раз хуже, чем без нагрузки)) Громкость 60, нагрузка 120 Ом, (1мВт) THD 0.002%

Громкость 60, нагрузка 22 Ом, (8мВт) THD 0.05% Громкость 65, нагрузка 22 Ом, (20мВт) THD более 1% Именно этот тихий ужос вы бы услышали бы на ушах Audeze LCD Выходной ток при уровне искажений 1 % — 35 мА

Громкость 45, нагрузка 22 Ом, (0.2мВт) THD 0.004% Даже на самых чувствительных наушниках и очень малой громкости…

AK47vx фото

Печатная плата. Мой монтажник повеселился.. но эта ещё ничего, вот для АК 120 аналогичная платочка — полный ахтунг)))

 

 

Адаптация к конкретным наушникам и дополнительный выход

Как вы знаете, плеер имеет цифровую регулировку громкости. Выяснилось, что несмотря на отменные технические параметры, у CS4398 при существенном снижении громкости наблюдается «замусоривание» звука и деградация 3D картины. В итоге, на чувствительных наушниках, которым по меркам 240-го необходима громкость 35-50, не слышно и половины всей красоты. Поскольку выход у АК47 очень мощный, я ставлю пассивный аттенюатор и вывожу ослабленный сигнал на гнездо 2.5 мм. Усиление «выхлопа» и параметры аттенюатора рассчитываются исходя из чувствительности конкретных наушников. Таким образом, владельцы мода имеют возможность полноценного прослушивания как полноразмеров, так и затычек. Причём, в самом оптимальном для ЦАПа режиме. При таком подходе цифровая регулировка громкости перестаёт быть недостатком — напротив, становится серьёзным преимуществом, поскольку аналоговый регулятор — «слабое звено» любого миниатюрного устройства и совсем не подарок в смысле звука. Напомню, что аналоговый регулятор громкости автоматически приводит к разделению тракта на «выхлоп» и «усилитель мощности», то есть вместо ультракороткого тракта получаем двухступенчатый усилитель с его врождёнными недостатками. Не за это мы боролись)))

PS Бытует мнение, что регулировка громкости — это не трудно. Действительно, существует масса решений от высококачественных потенциометров (размером с пол-плеера) до точных PGA с линейностью 0.0015%.

Давайте на минуту отвлечёмся от регулировки громкости и посмотрим на существующие решения, например, на тот же DX90. Прекрасные (судя по даташитам) ОУ (OPA1611 — менее 0.0003% искажений), превосходные ЦАПы (на самом деле превосходные), в итоге отличные (по спектрограммам) параметры — полный изюм и предел мечтаний, THD около 0.0012% и CCIF ну типа ваще..

Но кто слышал, подтвердит — ЭТО слушать невозможно. Совсем. Никак.

И даже для меня — полная загадка, как сие возможно… Посему попробуйте представить, насколько сложно из гор хлама (типа OPA…) выбрать что-то стоящее, не только по параметрам, но и по Звуку. Каждая итеррация, каждое движение — это дни, а чаще недели и месяцы экспериментов. Существует множество способов убить Звук, и регулировка громкости в этом смысле — не исключение.

На главную
22.06.2015

Прослушивание

Важная особенность AK240 — честная поддержка DSD-аудио сверхвысокой четкости. Отдельный чипсет для обработки DSD позволяет плееру ударно справляться с этой работой без конвертации в PCM, как это делают другие портативные устройства с заявленной DSD-совместимостью. Уникальная способность служит аппетитной приманкой для самых капризных High End гурманов, которым даже 24 бит/192 кГц хайрезы кажутся недопустимым компромиссом. Мы не настолько капризны, так что при тестировании на качество звука предлагаем AK240 отыграть самое пестрое ассорти от DSD с максимальным 5,6 МГц разрешением до простого лосслесс-аудио, сграбленного с обыкновенных CD.

 

Весь предложенный материал новичок исполняет с достоинством и нейтральностью зрелого профессионала! При сравнении с младшими моделями Astell & Kern его звучание отличается несколько большей воздушностью и объемностью — на качественно прописанном акустическом материале это хорошо заметно уже при CD-разрешении. Повышение четкости записей добавляет превосходную микродинамику и пластичность послезвучий — при прослушивании DSD через флагманские наушники Audio-Technica ATH-W5000 затухание гитарной струны кажется настолько длительным, что способно легко ввести в состояние транса. С высокоомными Beyerdynamic DT990 плеер тоже выступает без всяких проблем — запаса громкости вполне достаточно для комфортного прослушивания, звук насыщен и энергичен, басы упруги, а верхи искрятся от яркости — все как любят поклонники старших «баеров»!

Чистый звук нержавеющей стали

Целый симфонический оркестр скрыт в этом маленьком очень стильном плеере, а благодаря стальному корпусу звучание стало еще более насыщенным, более ярким и многогранным. Любители чистого студийного звука по достоинству оценят новый Astell&Kern AK240SS.

Производитель не упустил из виду один из важных аспектов Hi-Fi и автомобильного звучания — заземление, которое устраняет шум, неизбежно создаваемый электрическими сигналами в любых устройствах с электрическими цепями. Так как заземление является одним из факторов, которые могут существенно повлиять на звук, то им нельзя пренебрегать при производстве Hi-Fi аудио оборудования. В версиях Gunmetal и Gold корпус AK240 изготовлен из анодированного дюралюминия с несколькими точками заземления, нанесенными с использованием технологии лазерного травления. В новой улучшенной версии AK240SS в качестве заземления используется корпус из нержавеющей стали, что приводит к заметному улучшению качества звука по сравнению с предыдущими версиями. Таким образом, без внесения изменений в аппаратную часть и прошивку AK240SS производитель добился более чёткого и сфокусированного звучания.

 

 

В итоге

Дороговато? Возможно. Но флагманский Astell & Kern готов отработать свой ценник ударным трудом на двух фронтах, ведь его главная миссия — устранить привычный антагонизм между портативным и домашним High End. Плеер с неординарными музыкальными способностями отлично проявляет себя и в гостиной, и на природе, и в паре с наушниками, и в связке со стационарным стерео. Кто там сказал, что нельзя усидеть на двух стульях сразу? Пусть возьмет мастер-класс у корейцев.

Конструкция

Дизайн AK100 выполнен в лучших традициях Hi-Fi, где правят простые формы, обилие металла и, естественно, качественная сборка. Лицевая панель и боковины плеера выполнены из алюминия с фактурным покрытием, тыльная часть — из глянцевого пластика, где кроме крупного названия нового бренда и куда более скоромного упоминания о головной компании и аудиофильской начинке от Wolfson, ничего нет.

Половину фасада занимает цветной QVGA-дисплей, выполненный по технологии IPS. Диагональ экрана – 2,4 дюйма, но благодаря специальной рамке он выглядит больше. Кстати, экран сенсорный.

На верхнем торце размещена пара 3,5-мм разъемов и клавиша включения. Левый разъем – комбинированный, он служит для подключения наушников и для реализации цифрового оптического выхода аудиосигнала. Соседний разъем – цифровой оптический вход. Для подключения AK100 по оптике понадобится кабель с разъемами Mini Toslink (Miniplug), либо специальный адаптер на обычный Toslink. Кстати, подобные гибридные аудио-интерфейсы активно используются в ноутбуках, так что найти такой кабель – не проблема.

На левом торце – три небольших кнопки, заведующие основными режимами проигрывания музыки (переход между треками и пауза/воспроизведение). На нижнем торце – привычный разъем microUSB для зарядки и связи с ПК, а под оригинальной сдвижной дверцей – парочка (!) слотов для карт формата microSD.

 

Наличие дополнительного слота для flash-карт здесь имеет стратегическое значение. По мнению производителя, в ближайшем будущем именно microSD станет основным коммерческим носителем для музыки высокого разрешения, и такие карты с уже записанным контентом будут продаваться, как некогда компакт-кассеты, или обычные CD. И это здорово, долой громоздкие стойки с SA-CD и DVD-Audio дисками! Только представь, сколько альбомов в формате MQS (Mastering Quality Sound) запросто уместятся в простом спичечном коробке или баночке от бальзама «Звёздочка». Так вот, наличие сразу двух слотов для microSD позволяет не только менять такие карты, как перчатки, но и увеличивает суммарный объем памяти до 96 ГБ (своих «мозгов» у плеера – 32 ГБ).

В комплект к плееру прилагается microSD карточка с пятёркой треков высокого разрешения в MQS-формате и специальный буклет с детальным описанием этих композиций. Так что прямо «из коробки» можно оценить все прелести «хай-рез» аудио. При условии, что у тебя заранее припасены хорошие наушники, так как гаджет специально продается без них, позволяя подобрать «головные телефоны» исключительно под свой вкус и кошелёк.

И, конечно же, стоит упомянуть характерную «фишку» Astell&Kern AK100 – заметное практически с любого ракурса большое колесико регулировки громкости. Этот рифленый кругляшок меняет громкость с такой педантичностью, что для выставления максимального уровня звучания приходится совершить им не один десяток оборотов. Литий-полимерный аккумулятор – встроенный, емкостью 2000 мАч. В заявленные производителем 16 часов автономной работы охотно верится, как я не старался за день разрядить батарею непрерывным воспроизведением официального lossless-альбома Muse «The 2nd Law» на 2/3 громкости, дождаться отключения плеера так и не удалось.

Линейный выход

Ровная АЧХ — стандарт для качественных продуктов, но AK240 радует еще и минимальным уровнем искажений.

Результаты ничем не уступают знаменитым в аудиофильской среде устройствам вроде E-MU1212m/1616m и LynxTwo, построенным на базе того же ЦАП CS4398.

Для получения высоких характеристик не обязательно делать ЦАП больших габаритов! AK240 доказывает это собственным примером. Хотя за его компактность пришлось заплатить довольно высокой себестоимостью.

Крайне низкий уровень джиттера! Стереофилы будут довольны.

Выход для наушников

Мощность выхода для наушников ограничивается выходным током порядка 14.7 мА. Для портативного плеера — вполне разумная норма.

 

Плеер легко раскачивает практически любые внутриканальные наушники! Что же касается полноразмерных моделей, рекомендуем обратить внимание на головные телефоны с сопротивлением от 100 Ом.

Автор:

15.08.2014

Нашли опечатку в тексте?

Выделите и нажмите
Ctrl+Enter
. Это не требует регистрации. Спасибо.

Звук

Чтобы немного сориентировать владельца Astell&Kern AK100 в выборе соответствующих наушников, iriver рекомендует свой список подходящих «головных телефонов», среди которого в большинстве накладные модели. В скобках привожу среднюю цену по Москве на январь 2014 года. В список попали Denon AH-D7100 (44 990 руб.), Audio Technica ATH-W3000ANV (34 500 руб.), Beyer Dynamic DT1350 (12 990 руб.), Shure SRH840 (8 270 руб.) и вставные Shure SE425 (9 960 руб).

Закрытые мониторные наушники Shure SRH940 идеально «спелись» с iriver Astell&Kern AK100

Я тестировал плеер с наушниками Shure SRH940 (8 990 руб.) – отличными мониторами закрытого типа. По характеристикам они почти идентичны младшим «одобренным» «ушкам», Shure SRH840, но в отличие от них, практически не окрашивают звучание, что нам как раз и нужно.

 

В качестве звукового материала использовались подборки разноплановой lossless-музыки из коллекций HDtracks Ultimate Samples (flac, 96 kHz — 24 bit), Head-Fi And HDtracks – Open Your Ears (flac, 96 kHz — 24 bit), SoundVision & HD-tracks Present (flac, 96 kHz — 24 bit), официальный flac-альбом Muse «The 2nd Law» (96 kHz — 24 bit), а также альбом электронщиков Lux «Northern Lights» (flac, 44 kHz — 16 bit). Для прослушивания «яблочного» формата ALAC призвал ребят из Linkin Park с их лимитированным альбомом «Minutes to Midnight» (48 kHz, 24 bit).

В тандеме с нейтральными Shure SRH940 плеер произвел самое благоприятное впечатление. Поначалу звучание показалось непривычно «ровным», отстраненным, особенно в низкочастотном диапазоне, но вскоре я этого уже не замечал, наслаждаясь заново открытым для себя звучанием знакомых композиций.

Передача «середины» – без намека на окрашивание, голос Марты Гомез из подборки «HDtracks Ultimate Samples» прозвучал так, словно свою «Lucia» она исполнила исключительно для меня. Своим «мурашкам» я доверяю как никому другому.

Percussion Imaging Test из подборки «Head-Fi And HDtracks» запомнился высокой детализацией всех ударных, начиная от бочки и заканчивая «хай-хэтами». Композиция «Heartbeat» из этого же альбома порадовала глубиной почти животного баса, причем без каких-либо предпосылок к перегрузкам и свойственным им искажениям.

Muse и Linkin Park прозвучали ожидаемо бодро, с отличным драйвом. Причем на любой композиции звучание не сваливалось в единую кашу, демонстрируя отличную детализацию и глубину сцены. В общем, ребята постарались.

В качестве эксперимента я послушал плеер со стильными датскими наушниками AIAIAI Tracks, которые до этого долго использовал со своим смартфоном. И тут датчане в очередной раз приятно удивили, выдав плотный, сочный звук, недостижимый с предыдущим источником. Правда, своим ярким характером AIAIAI Tracks обязаны заметному окрашиванию среднечастотного диапазона. Хотя, многим такое звучание придется явно по душе.

Тест на беспроводную передачу звука Astell&Kern AK100 тоже прошел «на ура». В качестве напарника выступили Bluetooth-наушники Sony DR-BT50. Для такого аудиофильского гаджета данный режим можно по праву считать внештатным, но иногда так хочется свободы от проводов…

На протяжении всего времени прослушивания я про эквалайзер даже и не вспомнил, все в голосе AK100 устраивало и так. Если звукорежиссер изначально не схалтурил, плеер Astell&Kern AK100 в паре с хорошими наушниками готов «выжать» из записи весь потенциал. Вот только «звукрежи» разные встречаются…

 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *