При разработке Arslab Old School Superb 90 за прототип были взяты колонки образца 80-х годов – трехполосники в закрытом корпусе. Получились очень крупные полочные АС, которым необходимы крепкие стойки. Кроме отделки экстравагантного темно-оранжевого цвета имеются также версии в черном лаке за ту же цену и более доступный черный матовый (satin) вариант.
На переднюю панель, как дань прошлому, помещены переключатели, позволяющие подрегулировать уровни СЧ и ВЧ на +/-2 дБ с шагом в 1 дБ. У очень немногих современных колонок, имеющих аналогичные средства контроля АЧХ, они вынесены на заднюю панель. Корпус очень прочный, заглушенный изнутри и укрепленный распорками; он качественно изготовлен и аккуратно отделан.
Переключатели для подстройки АЧХ в СЧ- и ВЧ-диапазонах
За нижний и средний диапазоны у АС Old School отвечают динамики производства Wavecor, верха излучаются твитером с мягким куполом в рупорном оформлении, изготовленным компанией Morel.
Колонки не требовательны к расположению, но таким великанам все же надо обеспечить простор. Они образуют масштабную музыкальную сцену и, несмотря на значительную ширину передней панели, обеспечивают большую зону оптимального прослушивания. По нашим ощущениям даже проработавшим уже много часов колонкам после длительного (сутки или больше) перерыва требуется еще минут 15, чтобы размяться.
Звучанию присуща небольшая яркость; снижение уровня ВЧ с помощью регулятора в нашей комнате нам показалось слишком грубым инструментом – ухудшилась тонкая нюансировка, улетучился и воздух из музыкальной сцены. А вот использование кабеля Tchernov Cable привело к желаемому результату – смягчению верхов и приятной пышности звука.
Прозрачность, детальность и динамика у этих колонок вполне современные, а с учетом цены, так и просто отменные. Джазовые переложения классики CD Jacques Loussier Trio Bach The Brandenburgs звучат увлекательно, ритмично; легко прослеживаются партии каждого инструмента, при этом они составляют слаженный ансамбль. Перкуссия воздушная и легкая, голос контрабаса подается объемно и насыщенно, и движения пальцев музыканта по грифу прекрасно слышны.
Твитер с мягким куполом помещен в рупор
Рэп 50 Cent с альбома The Massacre четко артикулированный, солист и группа его поддержки занимают отведенные им места в многоплановой композиции.
Крупные формы тоже вполне удаются этим Arslab «старой школы». Четвертая симфония П. И. Чайковского исполняется с должным размахом, стремительными взлетами громкости и отличной микродинамикой. И лишь немного им недостает точности в передаче сложного тембрального рисунка скрипичной группы оркестра.
Разработчики Old School сами вспомнили молодые годы и нас порадовали – любителям фантастики может даже прийти на ум аналогия с популярными сюжетами о «попаданцах». Вряд ли это начало новой моды на колонки, но если и вы хотите тряхнуть стариной, или дизайн вашей гостиной коррелирует с таким решением АС, то в качестве звучания этих необычных Arslab можно не сомневаться – оно на высоком современном уровне.
Цена: $2000
За: Ретростиль; качество изготовления и отделки; масштабное и динамичное звучание с высокими прозрачностью и детальностью; отличные фокусировка и сцена
Против: Ярковаты, требуется подбор системы
Вердикт: Если вам по вкусу дизайн, не сомневайтесь в современной работоспособности этих колонок
Языком цифр
- Тип:Полочные, трехполосные в закрытом корпусе
- Динамики, диаметр: Твитер с рупором – 9,4 см; СЧ – 16,8 см; НЧ – 27 см
- Чувствительность:86 дБ
- Частотный диапазон:40 Гц–25 кГц
- Сопротивление:4 Ом
- Мощность:25–200 Вт
- Двухкабельное подключение:Нет
- Габариты (В×Ш×Г):65×34×40 см
- Варианты отделки:3
На слух
Звучание аудиокомпонентов нередко настраивает на оценку по аудиофильской шкале ценностей, по компонентам, деталям: тональный баланс, сцена, детальность и т. д. Подобное не характерно для Arslab Stark. Колонки быстро формируют доверие к звучанию, избавляя слушателя от аудиофильских терзаний и поиска звуковых «блох». Акустические системы почти сразу переключили внимание на музыку, которую представляли цельно и в совокупности нюансов и штрихов, связанных единой художественной задачей.
Рельефные концентрические кольца способствуют повышению жесткости бумажной мембраны
В начале слуховой экспертизы я обратил внимание, что звучание точное, прозрачное, хорошо сбалансированное в тональном отношении, с ясной, объемной и стабильной музыкальной сценой и отличной динамикой. Совсем не слышны разделения на частотные полосы, что у многополосных колонок встречается довольно редко. Для меня показательно желание слушать музыкальные сочинения или их законченные части с начала до конца даже тогда, когда произведения довольно протяженные, как, скажем, «Симфонические этюды» Р. Шумана или «Pli selon pli» П. Булеза. Ведь никто к этому не принуждал — желание возникало естественно. Arslab преподносят музыку на редкость неутомительно.
12-дюймовый вуфер — серьезный низкочастотный инструмент
Звучание Stark со свойственными ему убедительной передачей тембров, реалистичностью музыкальной сцены, пластичностью и непринужденной свободой составляющих музыку движений, близко к тому, которое можно услышать, например, в концертном зале. Об этом можно было судить по тому, насколько легко колонки передавали такой сложный материал (по-моему, самый сложный), как академические записи рояля (соло и в сопровождении оркестра), оперные сцены с непростым сюжетом, разные камерные формы (струнный квартет, рояль с вокалом или скрипкой).
Порты ФИ сделаны спереди
Среди достоинств Arslab Stark — высокого качества нижний регистр. Бас можно определить как суховатый (без «жира»), собранный, точный, структурно ясный и подвижный. Иногда могло показаться, что регистру недостает плотности. Впрочем, все это вполне проявлялось (без излишеств), когда требовалось показать могущество глубокой органной педали, линию контрабасовой группы в оркестре или проникающий импульсивный электронный бас в рок-композиции.
Регулируемые по высоте металлические опоры
Очевидно, колонки просто хорошо делают свою работу. Понятно, что за этим «просто» стоят ясность конструкторской мысли, точный инженерный расчет и квалификация мастеров Arslab. Одним словом, «ars» — искусство.
Колонки оставили о себе очень приятное впечатление благодаря тому, что не концентрировали внимание на себе как аудиокомпоненте, а, напротив, позволяли раскрываться музыке.
Контактная группа и немного спецификаций
Музыкальные возможности Arslab Stark я безоговорочно определяю как универсальные, а соотношение цена/качество — как одно из самых привлекательных. Для меня очевидно превосходство Arslab Stark над немалым числом акустических систем намного дороже их.
История
История Arslab началась в 2000 году со знакомства молодого бизнесмена Артёма Фаермарка и опытного инженера Юрия Фомина. К моменту встречи Артем уже четыре года управлял созданной им компанией Аудиомания, которая продавала акустические системы и электронику. Юрий Фомин еще в советские времена работал звукоинженером в коллективах «Надежда», «Красные Маки», «Аэробус» под руководством Юрия Антонова, был саунд-инженером первого состава рок-группы «Динамик». Затем в конце 80-х организовал по производству профессиональных громкоговорителей, а в 90-х сплотил вокруг себя коллектив талантливых российских конструкторов, которые занялись вопросами обеспечения акустики для студийной записи. Со временем коллектив изобретателей был организован в , известную также как «лаборатория Фомина». «F-Lab» запатентовала несколько изобретений, внеся свой вклад в мировую индустрию звуковой техники. Среди наиболее известных значатся «Способ изготовления диффузора громкоговорителя в вакууме», «Состав диффузора громкоговорителя» и «Устройство для устранения термокомпрессии громкоговорителя». Поводом для знакомства стал их обоюдный интерес к хорошей аппаратуре и звуку как таковому. Постепенно Артём стал участвовать в работе «Лаборатории Фомина».
2004. Накопление опыта и создание первых экспериментальных образцов
С 2004 по 2009 годы «лаборатория Фомина» очень много работала в сегменте мультимедиа в сотрудничестве с тайваньской компанией Tang Band Ltd. (TB Speakers), занимаясь изготовлением динамиков для различных торговых марок, в том числе Jetbalace, Defender, AVE. Это стало хорошим трамплином, раскрывшим секреты производственных взаимоотношений и «подводных камней», которые подстерегают производителей звукового оборудования. Норман Ханг (Norman Hang), президент и ведущий инженер TB Speakers, будучи истинным ценителем акустических систем класса High End, принял активное участие в экспериментальной работе российских инженеров, предоставляя, а порой и специально разрабатывая для неё новые высококлассные динамики. Такие совместные исследования привели к созданию огромного количества прототипов и образцов акустики класса High End.
2008. Рождение Arslab
Для изучения тенденций развития аудиосегмента рынка партнёры регулярно посещали фабрики и участвовали в различных международных выставках, лично знакомясь с производителями высокотехнологичной аудиопродукции, их методами работы и исследовательской деятельностью. В 2008 году в Лас-Вегасе прошла очередная выставка, на которой Норман Ханг продемонстрировал свои новые динамики и подал мысль установить их в акустические системы под новой торговой маркой. Артём Фаермарк и Юрий Фомин поддержали идею. К проекту присоединились американские партнеры, которые приняли решение профинансировать часть разработок и заняться последующим продвижением новой акустики на американском рынке. 2008 год стал датой рождения бренда Arslab Audio Technology, название которого произошло от объединения латинский слов «Ars» (наука или искусство, древние римляне не разделяли эти два понятия) и «Lab» (лаборатория). Американскими партнёрами была организована компания World Аudio Distibution. Фундаментом дальнейшей работы стал опыт, накопленный за годы исследований и экспериментов, а также гигантский объём собранной информации. Основатели были уверены, что не нужно искать высоких технологий в акустике. Нужно просто взять качественные комплектующие и лучших инженеров — и в итоге получить превосходный звук. Этот базис привёл к решению самостоятельного производства акустических систем с фокусом на прямые продажи без посредников, что позволяло сохранить низкую цену при высоком качестве продукции. В основу первых образцов акустики Arslab легли собственные наработки «Лаборатории Фомина» в сочетании с новейшими разработками TB Speakers. В качестве производственной базы выбрали тайваньскую компания Grand East, директором которой являлся Джимми Ванг (Jimmy Wang). Выбор этого партнёра обуславливался тем, что именно фирма Grand East на тот момент была наиболее передовым производителем высококачественных корпусов для громкоговорителей. Так родилась первая линейка акустических систем Arslab, получившая имя Classic. В 2009 году новинки были презентованы на выставке в Лас-Вегасе. Акустика оказалась наиболее востребованной на рынках стран, являющихся основными участниками проекта: большинство громкоговорителей продавалось в России, некоторое количество — в Америке и Тайване, а ещё часть продукции распространялась партнёром по производству корпусов в Китае.
2009. Новый этап развития Arslab
2009 год стал новым этапом в развитии акустики Arslab. Артём Фаермарк был приглашён к сотрудничеству с немецким производителем акустических систем Ceratec, и технологические наработки инженеров этой известной германской компании значительно расширили горизонты понимания работы над новыми моделями как непосредственно акустики, так и динамиков. В это же время происходит знакомство с датским разработчиком высококлассных динамиков Алланом Исаксеном (Allan Isaksen), основателем компании Wavecor, а в прошлом — одним из ведущих конструкторов компании Vifa. Начинается работа по интеграции динамиков Wavecor в конструкцию акустики Arslab. Одновременно с этим изыскивались возможности переноса всего производства из Китая в Европу.
2011. Открытие европейского подразделения World Аudio Distibution
К концу 2010 года у американских партнёров изменились приоритеты в сторону производства и тестирования солнечных батарей. В результате было принято решение открыть европейское подразделение World Аudio Distibution в Латвии. Рига была логичным выбором, поскольку именно в этом городе сосредоточено большое количество высококвалифицированных инженеров, работавших на производствах радиогигантов VEF и Radiotehnika. В 2012 году это подразделение возглавил Максимилиан Ранке (Maximilian Ranke), сын основателя компании Ceratec. Производственной же базой для корпусов новой продуктовой линейки Arslab на первое время стало рижское предприятие Baltic Audio Box (ВАВ), специализирующееся на изготовлении кабинетов для ведущих европейских торговых марок. В 2013 году в связи с перепрофилированием компании Baltic Audio Box, World Аudio Distibution Европа открывает собственное современное производство корпусов, главным инженером и техническим директором которого становится Виктор Лагарпов, долгое время работавший главным инженером завода Radiotehnika. Это позволяет получить практически замкнутый цикл, при котором все процессы сосредоточены в одном месте.
Потенциал контрабаса
Прослушивание я начал, разумеется, с треков ранних 90-х, а именно «Matters of the Heart» Tracy Chapman. Спокойный вокал Трейси, наполненный очень специфичными обертонами, зазвучал на удивление пластично и сбалансировано. При этом в нем не было и следа ватной мягкости, что подтверждали и струны её гитары — вибрации каждой из них воспринимались совершенно отчетливо и не замазано. Может быть даже чуть-чуть подчеркнуто. Однако воспроизведение в целом казалось на редкость монолитным, гармоничным и на удивление открытым. Такое чувство гораздо чаще возникает при прослушивании винила на высококлассном тракте, чем при общении с CD.
Среднечастотник оснащен фазовыравнивающим телом, в просторечии — пулей
Еще одно яркое ощущение — роскошная работа в басовом диапазоне. Чтобы разобраться с низами как следует, ставлю Кристиана МакБрайда (Christian McBride), так как лучше хорошо записанного контрабаса, потенциал закрытого ящика ни что, пожалуй, не раскроет. Бас у представителей старой школы оказался очень внушительным, а для акустики их ценовой группы, рискну сказать, образцовым. Быстрые атаки отрабатываются без малейших потерь динамики, сложная тембральная структура музыкального материала не упрощается. Бас плотен, конкретен, но при этом не пытается конкурировать с другими частотными составляющими — его именно столько, сколько должно быть. Внушительность и точность НЧ особенно ощущается на клубных треках, в которых обилие баса создаёт не только опасность «не прокачать» его, но и риск захлебнуться в вязких массах нечленораздельного гудения. В нашем случае даже на внушительной громкости низкие частоты остаются под полным контролем.